Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

82 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. общества, по мнению этого автора, приведет к «дискредитации ценностей, отсутствию идентичности с другими в миропонимании» [14, с. 92]. О недопустимости зависимости от Интернета среди священнослужителей высказался и патриарх Московский и всея Руси Кирилл, рекомендуя интернет-зависимым священникам либо отказаться от Интернета, либо оставить свой сан. Акцентируя внимания на том, что основной целью деятельности священников-блогеров является «спасение человеческих душ», а также помощь человеку в обретении Спасителя, патриарх отметил, что Интернет для священников – это не место, где тот «демонстрирует свои интеллектуальные способности, не место, где он производит впечатление, не место, где он собирает лайки» [12]. В Сети пользователь оказывается в новом мире, идеальном месте, состоящим из красивых, умных и интересных людей, живущих насыщенной и полной радостных событий жизнью, людей, знающих ответы на все вопросы, умеющих справиться с любой жизненной ситуацией, не унывающих или, наоборот, несчастных, несправедливо обиженных и требующих немедленного сострадания, и сопереживания. Этот мир затягивает, при этом зачастую человек, погруженный в этот мир, перестает жить своей реальной жизнью. Жизнь в Сети выглядит настолько идеальной и правильной, что своя реальная жизнь воспринимается скучной и безрадостной, не заслуживающей внимания. Жизнь из Глобальной Сети представляется как высшая реальность, сверхценное инобытие, находящееся вне границ обыденного существования и доминирующее над ним. По этой причине не всегда может наступать осознание того, что жизнь, представленная в Сети, не реальна, но постановочна и искусственно создана с одной лишь целью, чтобы привлечь как можно больше подписчиков, приносящих не только популярность, но, и в первую очередь, доход. Цифровые технологии делают человека менее зависимым от пространства и времени, высвобождая «ресурсы для свободного творческого самоопределения каждого человека в общении с Божественными Лицами и человеческими личностями» [17, с. 74]. Благодаря цифровой среде человек получает большую свободу выбора, оставляя в поле своего внимания только то, что интересно, привлекательно, забавно и, наоборот, не получая негативную, неинтересную, непонятную информацию: «мы постепенно приобретаем линейный тип мышления» [14, с. 88]. Цифровые технологии не способны дать ответ на смыслообразующие вопросы: о смысле жизни, о завершении бытия, неразрешимости морально-этических проблем не как некотором единичном событии, а как «полностью присутствующем интегральном даре бытия существам» [7, с. 44]. Заключение. Цифровизация религии представляется с двух сторон: с одной стороны, цифра, очень активно проникающая во все сферы человеческого бытия, затрагивает и религиозную сферу и, с другой – религия также попадает в цифровое пространство. Цифровизация в религии выражается в следующих формах: онлайн молитва, онлайн евхаристия, виртуальное паломничество,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=