Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г
83 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. онлайн медитация и др. Религия же в цифровом пространстве, как указывает религиовед А. П. Забияко [8], в большей степени существует информационно: пользователи Сети могут получить информацию об особенностях вероучения не только своей религии, но и о других религиозных системах. В то же время активное использование цифровых технологий, особенно в период пандемии коронавируса, показало ряд проблем, с которыми столкнулась Церковь. В первую очередь, это уменьшение количества прихожан, лично посещающих церковь, благодаря возможности взаимодействовать с Церковь дистанционно. И если, по мнению А. Байрактариса, в средневековье существовал «богословский спор о реальном присутствии Христа в евхаристии, а в наши дни – нынешний диалог о реальном отсутствии верующих в храме Божьем» [1, с. 115]. Кроме того, процесс цифровизации в религии показал существующий коммуникационный кризис в сообществе верующих: онлайн общение стало более предпочтительным, чем непосредственное живое общение или участие в богослужении. Обозначилась тенденция к индивидуалистическому способу исполнения религиозного культа. Другими словами, цифровизация предстала в образе зеркала, отражающего все проблемы, надежды и чаяния Церкви, направляя ее к истокам и размышлениям о том, «насколько она соответствует своему собственному представлению о себе» [14, с. 107]. М. М. Мчедлова [9] в своем исследовании указала на опасения, связанные с цифровизацией религии, высказываемые со стороны экспертов и богословов. Во-первых, это опасения относительно тотального цифрового контроля, что, согласно христианским источникам вероучения, неминуемо приведет к концу света. Во-вторых, по мнению представителей РПЦ, таинства перестанут быть таинствами в полном смысле этого слова, т.е. «секретными», поскольку не существует гарантии конфиденциальности и защиты информации. В-третьих, существует опасность утраты духовного лидерства со стороны религиозных организаций. И, в-четвертых, оказание религиозных услуг онлайн рассматривается как самоуничтожение религиозных организаций. Все это свидетельствует зачастую о неверном понимании самого процесса цифровизации, поскольку высказанные представителями РПЦ и религиоведами опасения свидетельствуют об отождествлении цифровизации с цифровой трансформацией и оцифровкой данных или объектов. Несмотря на все опасения, высказывающиеся представителями РПЦ и рядом ученых, цифровые технологии открыли для Церкви новые возможности общения с паствой и ведения миссионерской деятельности, позволили прихожанам остаться «внутри» сообщества в период локдауна, когда все социально и религиозно-значимые объекты были недоступны для физического присутствия. Цифровые технологии позволили в процессе физического дистанцирования преодолеть социальное и религиозное дистанцирование.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=