Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

89 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. обратимся к теоретикам, описывающим этот процесс. Так, Н. Луман считает, что единство информации формируется социальной (общество) или психической (личность) системой через коммуникацию и восприятие [11, с. 35]. Прыжок из «классических» масс-медиа в масс-медиа эпохи искусственного интеллекта идет через интернет-медиа, когда в идеале каждый коммуницирует с каждым без посредничества интерпретаторов. Каждый блогер сам себе газета. И тут возникают проблемы с новой этикой взаимоотношений в интернете, которая до сих пор разрабатывается, проходя путем проб и ошибок путь от первобытной дикости до цивилизованности. Как пишет В. В. Савчук, шаг от медиального к цифровому повороту соответствует логике дематериализации условий существования человека [14]. И. И. Кеосиди рассматривает вопрос применимости концепции Н. Лумана «Вычислительного Левиафана» к современному обществу [7]. Луман развивает гоббсовскую идею «вычислительного Левиафана» как метафору для описания сложности современного общества. Н. Чейтер [16] справедливо указывает на то, вычислительные технологии изменяют восприятие и коммуникацию. Дж. Хаммонд приводит примеры потенциально возможного будущего в контексте «эффекта бабочки», где незначительное изменение поведения, одного субъекта общества приводит к гигантским изменениям в жизни всего общества [17]. Именно это и делает возможным коммуникация в сети интернет. Мир меняется и данная ситуация возможна именно в точке бифуркации, когда мир выбирает куда двигаться дальше. Непостоянство и сложность современного мира вызывает тревогу и чувство вины за нечаянно «убитых бабочек», что приводит к увеличению психологической зависимости, которая ассоциируется со стабильностью в мире эскапизма. На сегодняшний день известно достаточное количество видов психологической зависимости. Это и традиционные виды зависимости, такие как алкоголизм и табакокурение, наркомания, игровая зависимость и др. и новые, такие как зависимость от мобильного телефона, например. Часто зависимость бывает не только психологическая, но и химическая. Этот аспект в нашем исследовании мы затрагивать не будем, хотя понятно, что он есть. Для понимания природы явления зависимости необходим небольшой экскурс в историю проблемы. Употребление алкоголя и психотропных веществ известно давно, как и борьба с этим социальным злом также имеет давнюю историю. На Древнем Востоке и в античном мире были известны характеристики воздействия на организм различных психотропных веществ [4, с. 498]. Жители Евразии начали изготовлять слабоградусные алкогольные напитки (пиво, мед), а позднее в южных регионах и виноградное вино [1, с. 117]. В Библии о первом употреблении алкоголя написано в повествовании о Ное в книге Бытия 9 гл. Сам алкоголизм в Ветхом завете не осуждаются, но ярко показаны причины и последствия. Обычно обращают внимание только на последствия. Человек в алкогольном опьянении беззащитен. Патриарх Ной за то, что он оказался голым на виду у людей, подвергся осмеянию собственного сына Хама (в результате этой библейской истории слово «хам» стало нарицательным). Явное зло от пьянства – это бесчестие. Но, если внимательнее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=