Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

9 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Универсальность определяет качественные характеристики моральных универсалий в реальности, в коллективной памяти культуры, как « метафизическая матрица , онтологическая опора моральной действительности» [5] . Именно в этом заключается универсальное значение морали, моральных ценностей и норм в традиционной культуре. В целом, культурные универсалии, а также их разнообразные типы, в том числе моральные и правовые универсалии представляют собой со-бытие культуры (М. И. Бахтин), межкоммуникативность которого является исторически связующим звеном культуры как культурного текста (Ю. М. Лотман). Мораль и культурная универсалия: особенности проявлений в современной цифровой культуре. Необходимо отметить характерные черты культурной универсалии морали в связи с развитием цифровых технологий и ИИ. Как это было показано выше, моральная универсалия, являясь в традиционной культуре связующим звеном реальности и действительности, идей и опыта, изменяет приоритет ценностных норм, оказываясь в ситуативных условиях что является одной из причин разрушения единства реальности и действительности , ведь субъект в общении с объектом ИИ, компьютерной машиной теряет ощущение фактуальной действительности, а реальность расширяет символические формы и образы, изменяя прежнее существующее равновесие между реальностью, с его направленностью на идеальное моральное сознание (ценности, нормы) и действительностью (действие, поступок). Отсутствие равновесия условиях виртуальной среды определяет автономию субъект-объектных отношений, действующих в сфере бесконтактного, бестелесного общения между разумным и искусственным интеллектом. Это означает, что в цифровой этике возникает изменение ценностного и нормативно-регулятивного алгоритма, идеологическое основание которого – новое содержание знаниево-информационной культурной нормы, которая вписывается в культурный текст, сохранив при этом некоторые традиционные классические характеристики. ( https://www.researchgate.net/lab/Digital-Ethics- Lab-Luciano-Floridi) [Ком. 2]. Цифровая этика как элемент современного образования. Цифровая этика, как часть информационной этики, относится к кластеру профессиональной этики, что определяет ее статус в том числе в современных образовательных практиках, а также в новых педагогических профессиях, таких как игропедагог (создает образовательные программы на основе игровых методик, выступает игровым персонажем), разработчик образовательных траекторий, тренер по майнд-фитнесу (разработчик программ индивидуальных когнитивных навыков), тьютор, модератор (специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы) и т. д., координатор образовательной онлайн платформы сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам/дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, моделирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы. Таким образом, цифровая этика как нормативно-ценностный регулятор оказывается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=