Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т2 2024 г

99 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), том 2, ноябрь 2024 г. Взаимодействие в современном интернет-пространстве цифровых медиа и пользователей. Формирование новых способов контактирования религии с обществом. Концептуальные основы таких понятий как «религия» и «средства массовой информации» имеют по крайней мере одну общую черту в научных исследованиях множества исследователей: они не поддаются окончательному определению. Конечно, следует исходить из широкого понятия религии: она включает в себя практики и, соответственно, ритуалы. Существуют самые различные методы и определения, характеризующие культуры и общества, подсистемы и среды. Религия является формирующим фактором, определяющим личность, структуру действий и мировоззрение и, таким образом, выстраивает восприятие каждого отдельного человека [8, c. 15]. Проще говоря, религия понимается как система знаков, опосредованная средствами массовой информации, которая создаёт и упорядочивает использование данных символов в коммуникации и восприятии мира, а также в консервации и сохранении идентичности. Этот фактор религии присутствует только в средствах массовой информации и в качестве его носителей. Если мы хотим описать вероучение, мы должны исходить из соответствующих СМИ, пользуясь которыми, религия обрабатывает и опосредует себя в плане коммуникации с потенциальными верующими. Когда различные жизненные ситуации и факторы взаимодействуют друг с другом и имеют явный религиозный подтекст – это то, что можно назвать религией. На сегодняшний день исследователи выделяют не менее трёх коммуникативно-медиальных измерений, которые осуществляют трансформацию различных религиозных образований в рамках их взаимодействия с социальными сетями и «Интернетом» в целом. Цифровые медиа все чаще становятся причиной этих преобразований. Религии традиционного институционализированного характера (такие как церкви, конгрегации и другие религиозные общины) не могут избежать присутствия в цифровом формате. С другой стороны, новые религиозные образования и идеи, сформулированные в «Интернете», используют возможности, которые изначально заложенные в нём: 1. Взаимодействие цифровых медиа, осуществляемое в «Интернете», определяет религию – речь идет о влиянии цифровых медиа на вероучения в целом. Этот процесс является не просто сменой традиционных СМИ на цифровые аналоги, но становится глубокой трансформацией способов доставки религиозной информации, которая может оказаться гораздо более значимой, чем начало книгопечатания или начало теле и радиовещания. 2. И наоборот, религия также оказывает влияние на взаимодействия и внутренние процессы, происходящие сфере цифровых медиа и «Интернете». Здесь речь идет о влиянии религии на цифровые медиа и их использование, а также об их социальной функции. Религиозные функции обсуждаются публично таким образом, как если бы религия распространялась в «Интернете» и через него: например, как всевидящее и хранящее око Бога или как утопия общинного сообщества. Это можно объяснить «религиозными»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=