Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

10 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. вожделенной для бессмертных, потому что она утверждает ценность существования; через много веков они задались целью найти реку, дарующую смерть – ведь, «согласно доктрине, утверждавшей, что нет ничего, что не уравновешивалось бы противоположностью» [1, с. 132], они уверовали в то, что существует и такая река. Борхес, противопоставляя смертность и бессмертие, пишет о том, что у бессмертных обесценено каждое событие и каждый поступок: «нет ничего, что бы не казалось отражением, блуждающим меж никогда не устающих зеркал» [1, с. 132]. Ради возвращения ценности каждого мгновения жизни бессмертные принялись искать реку смерти. Выводы В своем творчестве Х. Л. Борхес выступал как «антифилософ», главная особенность которого – это отчуждение от систематической философии и отказ от претензий на истину [5, 6]. Борхес считал, что одним из самых главных споров в истории европейской философии был спор между реализмом и номинализмом, который предстает как конфликт разных мировоззрений и разных способов познания. В результате, по мнению Борхеса, победил номинализм, и язык стал средством стирания универсалий, что приводит к их забвению. Сам Борхес, как писатель, вынужден существовать в мире номинализма [5], благодаря которому история литературы («литературная временность») сменилась «литературным пространством», в котором смешаны авторы и персонажи, история и истории. Поэтому он предстает как антифилософ в своих эссе и вынужденный номиналист в художественных произведениях: не претендующий на истину, не морализирующий писатель, а наблюдатель, описывающий и констатирующий процессы, происходящие в мире номинализма. Вот почему, он обосновывает идею об опровержении времени [2]. Опровержение времени становится возможным только в условиях номиналистического мировоззрения. Борхес обозначил свой рассказ «Бессмертный» как «нравоучительный для бессмертных» [1]. Философский смысл этого рассказа, с одной стороны, – описание возможного опыта нравственных ощущений при осмыслении факта личного бессмертия. С другой стороны, в новелле есть и другой посыл: Борхес вычленяет концепт «бессмертие» с целью предостережения своих современников от забвения времени, реальности и этики. Так, этика стала бессмысленна для бессмертных. Добродетель мудрости стала пороком, утратив меру: она привела бессмертных к некой пародии на состояние атараксии , граничащей с безумием. Остальные кардинальные античные добродетели (мужество, справедливость, умеренность) исчезли за ненадобностью, так как исчезло представление о полисе. Полис, как античный микрокосм, стал хаосом. Построив вместо полиса (космоса) хаос, бессмертные покинули его для разрозненного существования в норах. Это могло символизировать современные культурные процессы (разрушение универсалий; уход от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=