Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
102 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Именно этот экзистенциальный драматизм русского театра – это не столько театральный драматизм, сколько драматизм самой жизни. поэтому уже на ранних этапах становления русского театра была важна драматургия, имеющая сугубо национальную основу: комедии Д. Фонвизина, И. Крылова, В. Капниста, трагедии Я. Княжнина, В. Озерова, «слезные драмы» В. Лукина, М. Хераскова и др. Формируется триада драматург-режиссер-актер , которая «несомненно, составляет основу отечественной художественной традиции» [6, с. 5]. Каждый элемент не существует отдельно, автономно, без двух других. Но все три укорены в жизни. В этом плане представляется неоднозначной, набирающая популярность тенденция в современном театре отказа от главенствующей роли текста, воплотившаяся в феномене «постдраматического театра», в котором «от воплощения «вечной» истины слова театр переходит к мгновенности взаимодействия» [22, с. 52]. Здесь происходит разрушение классической триады драматург-режиссер-актер, что фактически приводит к упразднению русского театра. Эта тенденция свидетельствует о кризисных явлениях в отечественном театре, которые связаны с кризисными явлениями в культуре. Сам по себе кризис культуры, и в его контексте, кризис искусства, и театра, в частности, явление периодически повторяющееся. Так, кризис театра в начале XX в. объяснялся «падением догмата реализма в искусстве», что спровоцировало дискуссию «об упадке художественной сознательности театральных деятелей и зрителей, о деградации театра до исключительно института, зрелища и бизнеса. Обратной стороной этого процесса была потеря театром своей подлинности» [31, с. 20]. Заключение Однако сегодня, кризис обусловлен не столько поиском нового театрального языка, сколько возникшими противоречиями между традиционными нравственными ценностями отечественной театральной культуры и современностью. Так, говоря о постмодернистском театре, исследователи отмечают, что в нем происходит спекуляция на эстетике шоу, перфоманса, эпатажного акционизма, в результате чего: «Психологизм подменяется формотворчеством, безнравственность возводится в норму [16, с. 46]. К. А. Кокшенева отмечает, что «Носители «открытого типа» сознания высмеивали саму постановку вопроса о существовании современной национальной культуры (русского театра, в частности) как химерическую» [11, с. 10]. Это в основном представители «креативного класса» – «креативные художники», в традиционной национальной культуре видят государственное наступление на «свободу творчества». В целом, анализируя ситуацию, критик отмечает тот факт, что современные исследователи редко обращаются к смысловому и концептуальному анализу русского театра. Это как раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=