Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
116 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Он представит Мне более двенадцати легионов Ангелов?» И, коснувшись уха раба, Господь исцелил его. Тогда Господь обратился к людям, пришедшим Его арестовывать: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не арестовывали Меня» [18]. И для смерти Сократа, и для смерти Христа характерно осознание и принятие факта неизбежности наступления смерти, беспомощности человека, кем бы он ни был при жизни, перед явлением гораздо более могущественным, перед одним из основных законов бытия. Среди отличительных черт следует отметить, что Сократ идет на смерть, используя привилегию свободного жителя Афин самостоятельно выпить яд. Он мог бы выбрать побег, но неопределенности событий, связанным со скитаниями, предпочел умереть в «комфорте» среди своего окружения. В этом отношении смерть Христа противоположна по своим характеристикам. Он также отказался от идеи побега, но с мужеством и готовностью претерпеть тяжелые испытания и физические муки. Тем самым он стал воплощением принципиально другой этической системы, которая легла в основу культурного кода многих народов через христианство. Даниэль Колон исследует точки зрения на смену парадигмы и перехода от античности к христианству. Среди основных причин выделяется ростовщичество и утрата героической воинской традиции: «Если христианство разрушило прекрасное здание римского язычества, то в первую очередь, как эгалитарная философия, породившая «социальную революцию» и вдохновившая «реванш бедняков». Благодаря столь значительной деформации изначального христианства, существует марксизм, который неожиданно возник перед поколением новых правых. Благодаря элитизму древних городов, существует нынешняя капиталистическая буржуазия, которую он защищает. Ницшеанская «воля к власти» вводится в специфику западной души для оправдания перед мировой общественностью личных выгод рождения и предначертания» [10, с. 16]. Профессор философии В. В. Лыткин в своем исследовании русского космизма и наследия К. Э. Циолковского показывает интересную позицию ученого в отношении личности Христа, как гениального мыслителя, знавшего закономерности Вселенной, и «попытавшегося вывести невежественное человечество к счастью, основываясь на этом знании» [11, с. 178]. Эпоха философии позитивизма в Западной Европе шлифует новые грани восприятия факта смерти, появляется понятие эвтаназии. Развитие естествознания, постепенное совершенствование медицины, смены направления искусства в сторону восхищения человеческим телом со временем все больше вытесняет религиозную составляющую и придает факту смерти романтический оттенок. Кроме того, выделяется материальный аспект, связанный со смертью, написание завещания, распределения наследства, возможности вступать в права наследования и борьба за это. Вера в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=