Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
127 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Итак, прежде всего нам необходимо реконструировать исторические истоки и трансформации проблемы языка абстракции. Язык абстрактного искусства берет свое начало с творческих экспериментов авангардных художников нач. XX в. До конца XIX в. в изобразительном искусстве преобладала академическая живопись. Новые модернистские течения ознаменовали переход к новому искусству во втор. пол. XIX в. – недовольные бюрократическим формализмом академической живописи, перспективные французские художники (Эдуард Мане, Клод Моне, Эжен Буден) стремились преодолеть строгие реалистичные стандарты живописи, экспериментируя с цветом и формой через блики и светотени. Реалистическая традиция в европейской живописи следует миметическому, или подражательному, подходу, общая установка которого сложилась в Античности; в согласии с этим подходом, задача художника заключается в воспроизведении «канона» — природы. Миметический подход онтологическим истоком образности принимает оппозицию «образец-копия», что является одним из лейтмотивов критики, реализуемой в абстрактном искусстве. Так возник импрессионизм. Уже на границе XIX и XX вв. происходит переход к постимпрессионизму (Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог), а позднее и к авангардному искусству (фр.a vant-garde — «передовой отряд», более поздний термин, применённый позднее искусствоведами). Эксперименты авангарда создали основание для непрекращающихся поисков развития творчества, а также формирование почвы для более позднего этапа авангардизма – абстракционизма [2, с. 12]. Пионерами авангарда в России называют Василия Кандинского и Казимира Малевича, в Америке – Артура Доува, в западной Европе – Пита Мондриана и Робера Делоне. Абстрактные композиции данных художников впервые появляются накануне Первой Мировой войны. Принято выделять два этапа развития абстракционизма: довоенный (с 1910-ых гг. до 1945 г.) и послевоенный (после окончания Второй мировой войны, более известный как «Новая абстракция»). Трагедия Второй мировой войны вынудила многих художников переосмыслить язык и методы абстрактного искусства первого поколения, что и породило «Новую абстракцию». Первая и Вторая Мировые войны оказывают решающее влияние на развитие искусства прошлого столетия. Травма войны конституирует разрыв между вербальным и абстрактным формами искусства. Язык абстракции позволяет глубже выразить ощущения человека, особенно в тех случаях, когда фигуративное искусство больше не справляется с репрезентацией человеческих проблем. Абстракционизм как направление в искусстве широко изучался многими отечественными и зарубежными авторами. Среди современных русскоязычных исследователей авангарда можно назвать имена М. Ю. Германа, Н. Б. Автономову, Д. В. Сарабьянова, А. Г. Рапппопорта, И. А. Азизян. Среди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=