Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

127 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Итак, прежде всего нам необходимо реконструировать исторические истоки и трансформации проблемы языка абстракции. Язык абстрактного искусства берет свое начало с творческих экспериментов авангардных художников нач. XX в. До конца XIX в. в изобразительном искусстве преобладала академическая живопись. Новые модернистские течения ознаменовали переход к новому искусству во втор. пол. XIX в. – недовольные бюрократическим формализмом академической живописи, перспективные французские художники (Эдуард Мане, Клод Моне, Эжен Буден) стремились преодолеть строгие реалистичные стандарты живописи, экспериментируя с цветом и формой через блики и светотени. Реалистическая традиция в европейской живописи следует миметическому, или подражательному, подходу, общая установка которого сложилась в Античности; в согласии с этим подходом, задача художника заключается в воспроизведении «канона» — природы. Миметический подход онтологическим истоком образности принимает оппозицию «образец-копия», что является одним из лейтмотивов критики, реализуемой в абстрактном искусстве. Так возник импрессионизм. Уже на границе XIX и XX вв. происходит переход к постимпрессионизму (Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог), а позднее и к авангардному искусству (фр.a vant-garde — «передовой отряд», более поздний термин, применённый позднее искусствоведами). Эксперименты авангарда создали основание для непрекращающихся поисков развития творчества, а также формирование почвы для более позднего этапа авангардизма – абстракционизма [2, с. 12]. Пионерами авангарда в России называют Василия Кандинского и Казимира Малевича, в Америке – Артура Доува, в западной Европе – Пита Мондриана и Робера Делоне. Абстрактные композиции данных художников впервые появляются накануне Первой Мировой войны. Принято выделять два этапа развития абстракционизма: довоенный (с 1910-ых гг. до 1945 г.) и послевоенный (после окончания Второй мировой войны, более известный как «Новая абстракция»). Трагедия Второй мировой войны вынудила многих художников переосмыслить язык и методы абстрактного искусства первого поколения, что и породило «Новую абстракцию». Первая и Вторая Мировые войны оказывают решающее влияние на развитие искусства прошлого столетия. Травма войны конституирует разрыв между вербальным и абстрактным формами искусства. Язык абстракции позволяет глубже выразить ощущения человека, особенно в тех случаях, когда фигуративное искусство больше не справляется с репрезентацией человеческих проблем. Абстракционизм как направление в искусстве широко изучался многими отечественными и зарубежными авторами. Среди современных русскоязычных исследователей авангарда можно назвать имена М. Ю. Германа, Н. Б. Автономову, Д. В. Сарабьянова, А. Г. Рапппопорта, И. А. Азизян. Среди

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=