Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
128 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. иностранных – Жан-Клод Маркадэ, Андрей Наков, Филип Серс. Однако труды большинства исследователей освещают феномен языка абстракции в контексте истории авангарда как направления искусства. Авторов больше интересует социально-политическая философия авангарда (Филип Серс) или взаимовлияние различных направлений живописи с живописью абстрактной. Работ по концептуализации языка абстракции как особой формы коммуникации и исследований интерпретации языка абстрактного довольно мало как в отечественном, так и иноязычном сегменте. Стоит обратить внимание на различия в методологии и языке довоенного и послевоенного этапов абстракционизма. Если ранние абстракционисты восставали против академических реалистичных образов изображением изогнутых линий, чистых фигур, несистематизированных композиций, то «второй авангард» стремился полностью исключить сознательную работу над произведением. Переосмысление практик художественного творения в абстракционизме ставит под вопрос классический для европейского искусства канон авторства и его – художника – привилегированный доступ к произведению. Сакрализация роли автора в живописи и одновременная с ней де-субъективация художника, – таковым, в частности, является апелляция к религиозной вдохновленности в рамках христианской и герметической традиций, – сменяется критическим преломлением истока художественного творения посредством отхода от сознательного руководства над произведением искусства. Возникает идея «автоматического письма», когда создание композиции происходит спонтанно, а большую роль начинает играть свет и цвет: «если во время первого «авангарда» отменяли фигуративность и классический стих, предъявляя миру черные квадраты и слова из трех букв, то в эпоху «авангарда второго» борьба с навязываемым сверху каноном идет под «белым флагом» и «белым светом» метафизик» [3, с. 56]. В этом контексте интересны мысли искусствоведа Сергея Гуськова: «Искусство сегодняшнего дня программно абстрактно. Только вместо мира вещей, с которым воевал Казимир Малевич в пору супрематизма, нынешние художники пытаются избавиться от мира слов и смыслов» [2, с. 23]. «Второй абстракционизм» не просто разрушает каноны, а претендует на деконструкцию самого языка и смысла. Также стоит обратить внимание на различия отечественной и западной традиций абстракционизма. Авангардная живопись, частью которой является абстракционизм, в Российской империи и на Западе возникла одновременно. Уже в ранний период появились жанровые различия – так, в России под влиянием Малевича развивался супрематизм, в то время как во Франции выделяют жанр орфизма (Робер Делоне). Русский авангард был не только художественным, но и политическим (и в каком-то смысле утопическим) проектом, так как многие деятели и теоретики русского авангарда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=