Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
129 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. придерживались революционных взглядов. Более того, авангардная традиция в России прервалась с началом сталинской эпохи, в то время как западный абстракционизм продолжал развиваться дальше, стирая грань между абстрактным и фигуративным формами искусства. Чего стоит один «поп-арт», где использование классических чистых фигур, цветов и линий свелось к отображению оптических иллюзий). С момента зарождения абстрактного искусства из творческих экспериментов авангарда прошло более века. За это время абстрактное искусство обогатилось новыми образами и жанрами. Так, появились новые поджанры абстракционизма, например, параметризм, связанный с архитектурой и компьютерной графикой. Язык художественной абстракции за столетие своей истории вышел за пределы художественной графики в архитектуру, компьютерное моделирование и перфоманс. Многообразие форм проявление абстракции и трудности её интерпретации восхищают зрителей, однако бросают вызов исследователям из академической среды. Парадигмальные и методологические подходы к интерпретации языка абстрактного искусства В свете указанного можно перейти к демонстрации того, что абстрактное искусство можно трактовать в контексте психологии бессознательного (например, психоанализ), а также со стороны феноменологии – исходя из того факта, что искусство в своем художественном эффекте работает не только с сознанием, но и бессознательным, Данная система может напоминать феноменологическую редукцию, в которой производится избавление от натуралистической установки [4, с. 111– 192]. Так как абстрактное в данном случае представляется схожим механизмом с феноменологической редукцией, точнее, с её результативной частью в форме выхода к чистому сознанию, после совершения последней трансцендентальной редукции. Метод абстрактного схож с Гуссерлевской операцией «эпохэ», где элиминация содержания или любого нарратива в художественном произведении – это психофизическая редукция, сведение всего замысла абстрактной живописи к форме, которая будет провозглашать эйдетическую и психофизическую редукцию. Самый же интересный момент заключается в том, что Гуссерль называл трансцендентальной редукцией – методе освобождения сознания от натуралистической установки [7, с. 176]. Этой концепции не трудно найти аналог в абстрактный живописи. Так как предельность абстракционизма культивируется в редукции элементов изобразительного искусства до чистых форм (треугольник, квадрат, круг, линия). Также кроме формы наличным содержанием обозначен и цвет. Как мы видим из приведённых примеров, феноменология и психоанализ, обращённые к особенностям внутренних основ бытия человека, часто непознаваемых и невыразимых, могут определить некоторые специфические
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=