Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
130 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. черты языка абстрактного искусства. Так, происхождение художественных форм может иметь истоки в импульсах бессознательного, а восприятие абстракции по своей природе феноменологично. Но можно ли найти конвенциальный язык абстрактного? Может ли иная философская парадигма дать языку абстракции более фундаментальное обоснование? Формирование нового языка в абстракции необходимо, так как абстрактная презентация всегда «говорит» нам о чем-то неясном, размытом, заставляющем проявлять рефлексию. Для человека предоставляется пространство для мысленного обращения к себе, требующее новой системы терминологического ряда, пояснения. В постмодерновом дискурсе актуальным становится искусство комментария, который является если не главным источником внимания, то важным элементом в интерпретации изображаемого. Касательно абстрактного искусства можно увидеть разные стороны этой мысли. Прежде всего, абстрактное искусство становится не-нарративной формой, не предоставляющей те или иные комментарии. Другая интуиция по данному вопросу: абстракция приводит нас к такому мысленному пространству, где абстрактное полотно представляется самим множественным материалом для комментария, так как отсутствие явного нарратива может предоставлять «абсолютную свободу интерпретации». Можно ли представить интерпретацию абстрактного искусства вне перечисленных парадигм философии? В данном контексте предмет абстрактного искусства обращён как на внутренний мир автора, так и на взгляд зрителя произведения. Эмпиричное визуальное составляющее, как дело рук художника и объект рассмотрения зрителя, создает пространство диалога. В данном контексте предмет абстрактного искусства можно рассматривать как коммуникацию, а саму абстракцию – как язык. Все это делает обоснованным новый подход к вопросу языка абстрактного искусства – антропологию искусства, являющеюся одной из ведущих областей создания теоретико-методологического основания истории и философии искусства. Набирая силу т.н. онтологический поворот в искусстве – оно начинает трактоваться как сфера нечеловеческого, по ту сторону вообще различия человеческого и нечеловеческого. Безусловно, важным элементом в построении описательной системы абстракционизма остаются базовые эстетические категории художественного языка. Их автономность размывается в современном дискурсе. Но антропологический аспект будет отличаться своим присутствием. В представленном положении роль человека невозможно нивелировать, даже если концепт предполагает отсутствие автора, его отсутствие может конституироваться только при начальном его присутствии. Каким бы примитивным и устаревшим не казался диалектический характер антропологического положения абстрактного искусства, но данную бинарность сложно преодолеть. Ряд исследователей придерживаются точки зрения, что абстракционизм разрывает эту ситуацию, обрисовывая беспредметный мир, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=