Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

131 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. котором и не было человека (в частности, исследователи, как А. Стойков, С. Можягун и т.д.). Но так ли это? Возможно, абстрактное современное искусство открывает имманентный мир человека , чем и обусловлена сама форма, цвет, антиреалистичное содержание данного направления. Критика против абстракционизма ещё с прошлого века сводилась лишь к оперированию данными, что онтологическая составляющая абстракционизма никак не сходится с онтологией нашей действительности, когда в искусстве превалировал реализм. Но существует элементарное прояснение – искусство наконец начало говорить ни о внешнем, но о внутреннем, о человеке. Не благодаря человеку, не во имя человека, не с помощью человека и даже не благодаря самоутверждению за счёт отсутствия человека, но о нём самом. Современное искусство должно иметь несколько векторов движения, например, через историческую преемственность (где пространство может наполняться дискурсами, полемизирующими с историей и реализовывающимися как в социально-политическом протесте, так и в продолжительном конституировании старых концептов). Стоит также упомянуть феноменологический подход к изучению искусства. М. Мерло-Понти рассуждает на тему методологии истории искусства. Попытка проанализировать искусство и сами предметы, а также приблизиться к трактовке визуального восприятия, в частности, затрагивают живопись. В рассуждениях о теле, которое видит мир и одновременно себя, Мерло-Понти пишет про мир живописца [6, с. 19]. Он располагает к видению всех аспектах Бытия. Феноменологическая интерпретация искусства позволяет рассматривать визуальное восприятие и сам акт творения [4, с. 19]. Так как абстракционизм не показывает видимость вещей через их натуралистическую форму, вопрос о самой «сущности творения» [12, с. 79] весьма актуален. Также Хайдеггер вопрошает о сущности самого пространства относительно изобразительного искусства. – «Не следует ли и современное изобразительное искусство той же провокации, пока понимает себя как некое противоборство с пространством?» [11, с. 314]. Бытие и наличие вещи для художественного направления, в частности, абстрактного, проявляет на этот дискурс несколько иной свет. В большей степени интерпретация данного положения похожа больше на корреляцию психосоматического состояния сознания и отражения внешнего мира. Критика абстракционизма С другой стороны, если мы посмотрим на позиции критиков языка абстракции, мы также увидим постоянное задействование психологических, философских, этических и многих других аргументов из самых разных областей и дисциплин. Так, Ганс Мюнх, один из ведущих критиков абстракционизма, пишет: «Беспредметное искусство лишено возможности выражаться общепонятным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=