Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
134 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. людям «доступ» к «вещам в себе», что спорно, его акцент на связи языка абстракции и личной свободы весьма важен в контексте культурной антропологии. Путь к антропологическому подходу С одной стороны, каких бы взглядов и оценок по поводу авангарда мы не придерживались, можно уверенно заявить, что именно авангардное искусство наглядно показало хрупкость культурных канонов и безграничный потенциал творчества. Но мы считаем, что нельзя ограничиваться только этим фактом, как делают Шапиро и Серс, поскольку, как мы считаем, негативная характеристика – «беспредметность» – абстрактного искусства может быть диалектически переведена в позитивную характеристику «свободы» человека как его творца. То есть свободы, которая, если смотреть на ситуацию творения как на целостность, оказывается именно свободой человека (свободой от мира, трансгрессией, где отход от мира вовне может быть интерпретирован как уход в самого себя). Именно поэтому в перспективе в разработке языка описания абстрактного искусства необходимо добавление антропологического компонента. Иными словами, мы считаем, что абстрактное искусство можно продуктивно интерпретировать как выраженный имманентный мир человека, чем и обусловлена сама форма, цвет, антиреалистичное содержание данного направления. В таком случае вместо исчерпавшей себя «онтологической» критики абстрактного искусства, упрекающая его в отрицании реальности, можно будет говорить об иной, антропологической, точке зрения, с которой искусство наконец начало говорить ни о внешнем, но о внутреннем, о человеке. Не благодаря человеку, не во имя человека, не с помощью человека и даже не благодаря самоутверждению за счёт отсутствия человека, но о нём самом. Заключение В опоре на историю и контекст развития абстрактного искусства мы показали, что многогранность и иррациональность абстракционизма как феномена делает построение интерпретаций языка искусства абстракции весьма сложной задачей. С одной стороны, постмодерн, феноменология и психоанализ могут предоставить оптику, через которую объяснение языка абстракции становится возможным. Так, нелинейный и неструктурированный нарратив абстрактной композиции может найти новые грани объяснения. С другой стороны, мы разобрали позиции критиков, отрицающих и важность вопроса языка абстракции, и ценность абстрактного искусства как такового, показав, во-первых, что их аргументы также задействуют концепты и аргументы из различных дисциплины и, во-вторых, что все это концептуальное поле может быть снова дополнено и расширено, если удастся добавить в него антропологический подход как еще один междисциплинарный ресурс определения и объяснения языка абстракции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=