Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

14 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Keywords: apocatastasis, Gregory of Nyssa, Plato, origin of evil, personification of evil, annihilation of evil. DOI 10.22405/2304-4772-2024-4-13-25 Актуальность исследования . В опросы апокатастасиса и зла в мире являются весьма актуальными и полемичными. На данную тему со средних веков было написано много работ и выдвинуто множество различных теорий. И в настоящее время интерес к данной проблеме не ослабевает, но продолжаются исследования по этому вопросу. В данной работе предлагается новое видение этой проблемы. Кроме того мало изучен вопрос персонификации зла, который также разбирается в данной статье. В этом состоит и новизна исследования . Целью данного исследования является религиозно-философский анализ различных подходов к вопросу происхождения, активизации и уничтожения зла у Платона и в святоотеческой мысли в контексте проблемы апокатастасиса. Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи : - проанализировать платоновские образы человека, как игрушки богов и крылатой колесницы, как возможные источники взглядов святителя Григория Нисского; - проанализировать и ответить на критику тезиса о происхождении зла в свободной воле человека; - выявить и проанализировать пути возникновения, активизации и уничтожения зла; - выявить эволюцию взглядов святителя Григория Нисского по изучаемому вопросу. Данная статья рассматривает вопрос зла в контексте концепции апокатастасиса святителя Григория Нисского. Поэтому основной упор в ней делается на его работы. А. А. Лиходедов частично изучил вопрос происхождение зла в своей диссертации. В двух параграфах он достаточно подробно разбирает и опровергает различные учения, как древнегреческих философов, так и возникших позже гностиков о том, что зло есть материя, в частности плоть [9, c. 64-71]. Этот тезис у него подробно изучен и не вызывает сомнений. Но для данного исследования он не имеет значения, поскольку был отвергнут христианством ещё на самых ранних этапах истории, в том числе не принимался и святителем Григорием Нисским: «…нерассудительно относиться враждебно к естеству плоти, ибо не от неё зависит причина зла» [5, c. 521]. Работы Платона выбраны из древнегреческой философии именно потому, что они оказали большое влияние на образ мысли святителя Григория Нисского, причём до такой степени, что И. Мейендорф даже называет их «святоотеческим "платонизмом"» [10, c. 188]. Истоки взглядов святителя Григория Нисского на вопрос апокатастасиса, возможно, находятся в платоновском тезисе, что человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=