Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
15 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. является удивительной игрушкой (куклой) богов, а его душу, как за нити тянут в разные стороны её различные состояния, но нужно держаться золотой нити разума. В «Законах» сказано: «…мы, живые существа, – это чудесные куклы богов, сделанные ими либо для забавы, либо с какой-то серьезной целью, ведь это нам неизвестно» [11, c. 97]. В контексте приведённой антропологической концепции, человека как игрушки богов, за нити вполне могут тянуть они. Если от данных платоновских мыслей перейти к идее апокатастасиса святителя Григория Нисского, то «всеспасение» не вызывает никаких сомнений только в том случае, если человек является марионеткой, безвольной куклой, которую дёргают за ниточки. Однако Платон даёт некоторую свободу человеку, когда говорит, что нужно придерживаться золотой нити разума. Гораздо важнее другое учение Платона. В его образе души как крылатой конной колесницы довольно ясно выражен тезис о свободной воле человека. Возничий правит парой коней, один из которых благородный, тянет вверх, другой худородный, подразумевающий страсти, тянет вниз. Возница здесь – ум с вожжами в виде своей воли, благородный конь – совесть. Существуют и другие толкования [8, c. 102]. Но, в любом случае, присутствует свободная воля в выборе между добром и злом. Платон пишет: «…душа – причина блага и зла, прекрасного и постыдного, справедливого и несправедливого и всех других противоположностей» [11, c. 334]. Таким образом, по платоновской мысли, зло имеет истоки в свободной воле человека. Святитель Григорий Нисский развивает приведённую концепцию: «… зло зарождается как-то внутри, составляемое свободным произволением тогда, когда происходит какое-то удаление души от благого» [4, c. 18-19]. Зло у святителя Григория – отсутствие добра, небытие: «…зло мы понимаем не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него как на отсутствие только добра» [6, c. 161]. И такое представление вполне вписывается в его идею об апокатастасисе. Поскольку зло есть небытие, то, исцелившись, природа человечества как монада, полностью освобождается от него. Оно снова исчезает из бытия, и происходит «всевосстановление» в первоначальное райское состояние. Но такая чудесная картина омрачается некоторыми неучтёнными аспектами. Неоплатоническая конструкция «монада-разделение» в данной концепции святителя Григория, которую удачно заметил Д. С. Бирюков [3], представлена не полно. Учитывается только общая природа человечества, но не учитывается раздельное в каждом индивидууме. Для настоящего исследования главное из этого «раздельного» – свободная воля. Кроме того, здесь ничего не говорится об ангельском мире, в котором существует та же проблема. Свободная воля, по мнению Платона, не только источник добра и зла, но всякой активности людей: «…душа – причина всякого рода перемещения и движения; перемещение и движение в сторону блага есть свойство совершенной души, а в противоположную сторону – свойство души
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=