Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
17 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. быть тем, кем ты являешься», а «кем бы ты хотел казаться» – это не выбор свободной воли, а нечто другое, порча. Но это тавтология. Волевое стремление к тому, чего хочешь, в том числе ко злу, это и есть выбор свободной воли. Ю. А. Шешко также говорит: «Свободную волю, по учению святителя Григория, имеет только свободный от греха человек. После грехопадения свободная воля может называться "свободной" только относительно, потому как она имеет навык в том, что ее пленяет и ограничивает, т.е. в грехе» [15, c. 95]. Однако, согласно библейскому тексту, до грехопадения воля прародителей не была ограничена грехом и полностью свободна, но, тем не менее, они выбрали зло. Такой же путь выбора прошел и ангельский мир, в котором изначально тоже было всё чисто. Поэтому приведённые высказывания не основательны. А. А. Лиходедов проводит ещё одну подобную идею, что «если источник зла – в самой воле, то эта воля сама по себе есть зло» [9, c. 83]. Совершенно очевидно, что это не так. Свобода воли как раз и заключается в возможности выбора, как добра, так и зла. Подтверждают свои мысли вышеприведённые авторы следующей цитатой святителя Григория Нисского: «Ибо вне свободного произволения нет никакого самобытного зла; но зло потому и называется злом, что оно не добро; не сущее же не существует; а Создатель существующего не есть создатель несуществующего. Следовательно, причина зол – не Бог, Который есть Творец сущего, а не того, что не существует; Создавший зрение, а не слепоту; Явивший добродетель, а не лишение таковой» [15, c. 95]. Но в данном высказывании речь идёт об онтологическом небытии зла, теодицеи и именно о воле индивидуума, как источнике зла. Здесь нет ни одного слова о «порче», но только о свободном произволении . Поэтому слова приведших данную цитату реально не основаны на мыслях святителя Григория Нисского, но являются вольной их трактовкой. Для подтверждения этого тезиса можно продемонстрировать ещё одно высказывание святителя Григория Нисского: «…человек добровольно подвергся этому бедствию (грехопадению – Авт .)» [4, c. 59], – когда ещё не было совершено им ни одного греха, не было никакой порчи. Таким образом, можно утверждать, что именно в свободной воле, в возможности выбора и гнездится источник зла. Великое благо – свободное произволение, данное Богом, но многие сотворённые обратили его во зло, поскольку имели такую возможность именно благодаря этому дару, хотя могли этого не делать, но усовершенствоваться и утверждаться в добре, опять же благодаря ему. Таким образом, разумно-свободные существа из тьмы небытия извлекают зло, то есть деятельно совершают в реальном мире то, что противно добру, поэтому зло становится активным. Святитель Григорий Нисский пишет о вавилонянах: «…они до того изощрились в изобретении зла, что пред ними ничто и Архимед» [6, c. 514]. И дьявола он называет «изобретателем порока» [4, c. 59]. Из данных цитат видно, что зло не только становится активным в нашем мире через своих носителей, но и изобретательным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=