Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

18 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Данные тезисы подтверждает и более поздняя святоотеческая мысль, а именно публичная переписка А. С. Пушкина со святителем Филаретом Московским. Она же показывает весь путь от возникновения до уничтожения зла. Поэт в отрыве от Бога почувствовал пустоту, бессмысленность и тяжесть жизни: Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал? Святитель отвечал: Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал . А. С. Пушкина этот ответ потряс: Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт . А. С. Пушкин в первых стихах выражает непонимание тяжёлого состояния своей души, раздираемой страстями. Причём в самом вопросе: Кто? – подразумевается упрёк в таком состоянии Богу. Это похоже на библейскую историю грехопадения первых людей. Адам вкусил от древа познания добра и зла и, познав свою наготу, устыдился. До этого у него не было ни одной тёмной мысли, поэтому нагота не являлась для него постыдной. Нарушив заповедь Божию, он добровольно познал зло, которого раньше не знал ( зло из тёмных бездн воззвал ), а также всю красоту и благость добра, которую он потерял. Причём на вопросы Бога: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Был. 3, 11) – он вместо признания себя виновным, обвинил и Бога, и жену: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Был. 3, 12). Подобно Адаму и А. С. Пушкин спрашивает: Кто? – подразумевая упрёк Богу. В ответе святителя Филарета Московского чётко прослеживается роль свободной воли в рождении греховных страстей в душе поэта. На его вопрос: Кто? – святитель отвечает: Сам… своенравной властью зло из темных бездн воззвал . Эти слова как нельзя лучше рисуют путь зарождения и действия зла в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=