Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

19 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. мире. Если, согласно святителю Григорию Нисскому, зло – это отсутствие добра, как тьма, когда нет света, то тёмные бездны – это и есть мрак небытия. Причём, если Бог апофатически бесконечен, то и благость, от Него исходящая, так же не должна иметь конца. Но тёмная «бездна» зла, из небытия входящая в бытие благодаря существованию разумно-свободным личностей, как бы ни была велика, но не беспредельна из-за ограниченности и самих индивидуумов, и их потенциальных возможностей действия в мире. Поэтому в теистической системе ограниченное зло не может победить бесконечное добро. Таким образом, ещё один тезис, выдвинутый А. А Лиходедовым, что активная борьба добра и зла невозможна из-за того, что такая система становится дуалистической [9, c. 82], не имеет основания. Он путает причину со следствием. Именно в дуалистической системе, когда противоборствуют два примерно равнозначных центра силы, зло может в конечном итоге уничтожить оппонента, но не в теистической, когда благо бесконечно. Однако А. А. Лиходедов находит ещё один аргумент для попытки представления невозможности активной борьбы добра со злом. По его представлениям, в результате такого соперничества добро и зло становятся деструктивными в стремлении уничтожить друг друга. Ошибка здесь состоит в том, что деструктивно по определению зло. Но если уничтожается деструктивность, то побеждает её антидействие, то есть созидательность. Таким образом, уничтожение зла с его деструктивностью, не может быть деструктивным, оно конструктивно. Поэтому возникает следующий важный вопрос: как уничтожится зло? Ответ на то, как истребить зло в душе даёт ответ А. С. Пушкина в вышеприведённой стихотворной переписке: Душа…Отвергла мрак земных сует. Здесь уместно снова вспомнить платоновский образ души в виде крылатой колесницы с двумя конями. Из ответа поэта видно, что следует обуздать коня, тянущего вниз, к земной суете и праху, то есть греховные страсти, вызванные им из мрака небытия, а в идеале и избавиться от него, отвергнуть мрак зла. А также устремить коня, который тянет вверх, к заповедям Божиим, используя вожжи своей воли с помощью благодати Божией. Но здесь говорится только о душе, а не о зле во всём мире. Если рассмотреть святоотеческую мысль, то можно увидеть следующие взгляды. Святитель Феофан Затворник пишет, что часть сотворённых духов, то есть ангелов, поскольку простые, единым падением пали невозвратно , и оставленные в этом падении, они составили корень и производительную силу зла , и поэтому стали причиной, поддерживающей и вещественное зло [13, c. 222]. Из данных мыслей святителя Феофана видно, что дьявол и другие падшие духи составили центр активного вещественного зла в мироздании, вызванного ими из небытия своей волей. Об этом пишет и святитель Григорий Нисский, называя дьявола «изобретателем зла» [4, c. 59]. Но поскольку духи и души созданы, хотя и ограниченными, но бессмертными [7, c. 47, 63], поэтому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=