Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
20 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. неуничтожимы физически. Отсюда следуют два пути истребления зла. Первый. Не смотря на волю разумно-свободных существ, принудительно исцелить их от зла. Второй. Сделать зло бездейственным. О первом пути у святителя Григория Нисского есть предположение, что можно исцелиться от зла «очистительным» огнём в аду, подобно грязной верёвке, насильно протягиваемой через узкое место [4, c. 274]. В результате этого все, как в земной жизни, выздоровевшие после прижигания врачей дружно отвратятся от зла и воздадут благодарение Богу [4, c. 70]. Но здесь не учитывается евангельский пример человеческой неблагодарности из земной жизни Христа, когда Он исцелил десять прокаженных, возвратился Его поблагодарить только один. (Лк. 17, 17). Кроме того, сам Нисский пастырь пишет о злых нравах вавилонян: «…болезнь эта затвердела и сделалась неизлечимою» [6, c. 514]. А неизлечимость порока приводит к тому, что восстановление становится невозможным, даже через страдания. Это подтверждает и Новый Завет: …они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр. 16, 10). Святитель Григорий Нисский ещё пишет: «Страсть же человеческой души есть уподобление бессловесному; приусвоив себе это, она перетекает в природу скотскую. Однажды ступив на путь порока, и даже оказавшись в бессловесном [естестве], она никогда не оставит продвижения во зле» [9, c. 103]. Здесь видна дилемма в рассуждениях Нисского пастыря: с одной стороны «всевосстановление», с другой – неисцелимое укоренение во зле. А. А. Лиходедов считает это не дилеммой, а «ироничностью» в высказываниях о продвижении и укоренении во зле [9, c. 103]. Но в таком случае, почему бы не признать «ироничностью», наоборот, идею апокатастасиса? После 385 г. в произведениях святителя Григория больше не встречаются идеи о «всевосстановлении», но остаются только православные мысли [2, c. 52]. Тогда, судя по логике А. А. Лиходедова, в последних работах Нисского пастыря не осталось серьёзных мыслей по поводу вечности мучений грешников, но осталась одна «ирония». У святителя Григория Нисского есть ещё одно высказывание: «Вся же забота противника (сатаны – Авт .) устремлена более на главную и важнейшую часть, чтобы так совратить души многих, чтобы не было никакой для них пользы, если бы даже они и достигли некоторого совершенства чрез соблюдение заповедей ; так как для тех, которые вовлечены в заблуждение относительно догматов (еретиков – хулителей Святого Духа – Авт .), не остается уже этой великой и первой надежды (спасения) » [5, с. 523-254]. Здесь говорится о евангельских словах: …хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31), – не будет никакого восстановления в лучшее состояние. Вероятно, все приведённые аргументы привели святителя Григория Нисского к разрешению дихотомии его взглядов в пользу невозможности «всеспасения», как об этом сказано выше. В одной из последних своих работ он пишет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=