Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

21 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. «Жалкая же душа, много обвиняя тоща себя в неразумии, плача, скорбя и стеня, будучи заключена в мрачное некое место, как бы в затвор, останется там, казнясь нескончаемым и во веки непрекращающимся плачем » [6, с. 480]. Таким образом, первый путь уничтожения зла невозможен из-за добровольно укоренённого в душах индивидуумов порока до степени неисцелимости его. Здесь следует отметить ещё один тезис А. А. Лиходедова. Он считает, что зло будет повержено в «ад небытия» [9, c. 85]. Ад по определению есть место мучений грешников. Он принадлежит к бытию, как в античном, так и в христианском понимании. Небытие не может быть адом, в нём ничего не существует, ни душ грешников, ни их мучений. Поэтому данное высказывание звучит как «бытие небытия», что является нонсенсом. Нисский пастырь пишет: «…смертью для диавола является бездействие и невозможность осуществить зло» [14, c. 253]. Из этих слов видно, что хотя бывший ангел создан бессмертным, но невозможность творить зло для него является полным поражением и равносильна смерти. Но святитель Григорий не излагает в развёрнутом виде своё видение конечной участи сатаны и последовавших за ним, поэтому необходимо обратиться к другим святым отцам. Архиепископ Аверкий (Таушев) говорит: «…в небесной Церкви соберется из всех народов земли одно только доброе , чистое и святое. Всё же злое, скверное и нечистое, накопившееся за все время мировой истории, отсюда будет выделено и слито как бы в один смрадный водоем, нечистота которого никак не коснется этого дивного обиталища одних лишь блаженных существ» [1, c. 240-241]. Вероятно, в аду после окончания существования нынешнего земного мира ни у кого не будет возможности делать зло. Пока дьяволу попущено Богом действовать для Его промыслительных целей, но при конце времён дьявол будет ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр. 20, 10). Когда там будет плачь и скрежет зубов (Мф. 8, 12), уже будет не до того, чтобы замышлять и делать кому-то анти-добро. Зло лишается активности действий, несмотря на существование индивидуумов, добровольно сросшихся с ним. Это и есть второй путь уничтожения зла, о котором сказано выше. Остаётся ещё один вопрос: если дьявол смог совратить столько людей, чтобы они попали в ад, получается, он победил? Ответ на него даёт святитель Григорий Нисский: «…для дьявола, желания и действия… в противоположность Божественному изволению состоят в том, чтобы никто не спасся и не пришел к познанию истины» [6, c. 496]. Поэтому, по мысли святителя Григория, если хоть кто-то спасётся, это будет поражением дьявола. Причём гипотетический вариант, что все люди могут неисцелимо срастись со злом, и попадут в ад на бесконечное мучение, невозможен, учитывая предведение Божие о конце времён: Спасённые народы будут ходить во свете его (Откр. 21, 24).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=