Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

29 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. торговлю, были адаптированы к новым целям и стали использоваться в качестве способа формирования общественной рациональности. С течением времени барьеры для участия в публичном дискурсе снижались, обусловливая возникновение более открытых форм социальных взаимодействий и создавая новое смысловое наполнение культуры в области морали, политики и права. Теория коммуникативного действия понимает язык как основополагающий компонент общества и представляет собой попытку обновить марксизм, опираясь на антагонизм между двумя принципами социальной интеграции – языком, ориентированным на понимание и создание единого культурного пространства, и «медиа», представляющими собой системы действий, ориентированных на успех. Через языковое и медийное посредничество коммуникативное действие служит для передачи и обновления культурных смыслов в процессе достижения взаимопонимания, приводящего к социальной интеграции и солидарности. Кроме того, посредством коммуникативного действия формируется человеческая идентичность в системе структурной и институциональной дифференциации современного мира, а рациональность переопределяется как мышление, готовое подвергаться критике и систематической проверке в рамках непрерывного коммуникативного процесса. Проблема достижения смыслового консенсуса смещает акцент рациональности с индивидуального на социальный. Это смещение является фундаментальным для теории движения смыслов. Оно изначально опирается на предположение о том, что язык имплицитно социален и по сути своей рационален. Более того, Хабермас вводит понятие фоновой рациональности: «Всякий процесс понимания происходит на фоне культурно укоренившегося предпонимания. Задача интерпретации состоит в том, чтобы включить чужую интерпретацию ситуации в свою собственную» [5, с. 100]. При этом речевые акты встроены в контексты, которые также изменяются ими. Система взаимоотношений динамична и развивается в обоих направлениях. По мнению Хабермаса, трактовка контекста как фиксированного фона или предпонимания означает его вытеснение из сферы коммуникативного действия. Предложение исходить из типов рациональности при изучении коммуникативных процессов позволяет уйти от фокусирования на лингвистических средствах достижения взаимопонимания. Рациональность должна включать в себя готовность подвергнуть сомнению формальную сторону любой коммуникативной системы, сконцентрировавшись на её смысловой составляющей. Легитимация рациональности лежит в области культуры, что в значительной степени ограничивает кажущуюся свободу и хаотичность движения смыслов. В частности, теория коммуникативного действия Хабермаса была подвергнута критике эгалитаристами за дискурсивную фикцию консенсуса, достигнутого с помощью рациональной аргументации, поскольку она может использоваться в качестве

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=