Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
30 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. легитимирующей опоры для социальных действий в ущерб маргинализированным членам общества. Критика подобного рода объясняется игнорированием большинством лингвистически ориентированных теорий ценностной основы культурного пространства и его смыслового наполнения. Ценностные смыслы обусловливают социальные ожидания и коллективную интерпретацию основных философских категорий. Соответственно, предметом философского анализа современных коммуникативных практик, формирующих антропосферу, должны выступать не инструментальные механизмы, такие как речевые средства, а способы и законы смыслового движения, создающего саму ткань культурного пространства. Отдельный акцент здесь необходимо сделать на устойчивости коммуникативных связей, обеспечиваемой активной циркуляцией смыслов. Культура создается не через единичные коммуникативные акты, её основой является массовое закрепление идеалов и ценностей, актуальных на конкретный момент. Пятикомпонентная классификация факторов, влияющих на успешность культурной трансляции была предложена Полем дю Ге [6, с. 71] и включала в себя производство смысла, его потребление, репрезентацию, идентичность коммуникантов и регулирование коммуникативного процесса в целом. В философском понимании производство смыслов означает восприятие человеком свойств материального либо идеального объекта и формирование образа этого объекта в сознании, конкретные механизмы которого лежат в области когнитивной психологии. Один и тот же объект может по-разному осмысливаться разными субъектами, поскольку субъект воспринимает или оценивает определенные свойства объекта, которые могут не проявляться другому субъекту. Это также позволяет одному и тому же объекту иметь разные значения для одного субъекта в разных смысловых полях, поскольку каждое поле позволяет проявлять определенные свойства объекта. Такая трактовка производства смысла позволяет уйти от крайностей как эмпирического направления, позиционирующего смысл в объекте, так и рационалистского, отталкивающегося от сознания субъекта. Основным фактором эффективности потребления культурных смыслов являются ожидания реципиента, мотивацию которых можно разделить на три составляющих: прагматическая, ролевая и моральная. Под прагматической мотивацией нужно понимать прямое стремление получить награду либо избежать негативных последствий, ролевая подразумевает следование социальным авторитетам, а моральная основывается на собственной нормативной структуре смыслополучателя и соответствии ей поступающих данных. Репрезентативный фактор отражает корреляцию между смыслом и знаковой системой, в частности, языком. Взаимоотношения между ними могут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=