Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

39 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Yulia V. Nazarova Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Russia, Tula) AXIOLOGICAL DILEMMAS OF NEW PEDAGOGICAL PROCESSES IN THE DIGITAL SPACE OF HIGHER EDUCATION Digitalization of higher education appears as a natural process of transition from an information to a digital society, which, according to modern researchers in the field of philosophy of education, leads to cultural and moral changes. New moral challenges are emerging in education; the process of transformation of classical educational values is taking place. The article shows that this process forms dilemmas of an axiological nature, which subsequently develop into value conflict. In the article, based on modern philosophical research, the authors highlight higher education digitalization problems. This will allow reconstructing the dilemmas of education digital ethics. The scientific novelty of the article is determined by the axiological approach to considering the problems of higher education in the context of digitalization, the reconstruction of axiological dilemmas and their subsequent analysis. As a result, the authors substantiate the axiological approach to the study of dilemmas, and reveal the philosophical foundations of such an approach. In conclusion, axiological dilemmas will help to form a code of professional ethics in higher education, which will serve as a basis for resolving current ethical problems of digitalization. Keywords : digitalization of higher education, moral dilemmas in education, values of higher education. DOI 10.22405/2304-4772-2024-4-38-50 Цифровые трансформации в образовании являются неизбежным этапом четвертой промышленной революции [3, 11, 17] и формируют новую культурную парадигму образования [10, 16], требующую комплексного, в том числе, и философского, гуманитарно-ценностного подхода для осмысления происходящих культурных, антропологических, ценностных и нравственных изменений. По утверждению некоторых исследователей, новая культурная парадигма образования обозначает существенную философскую проблему, которая заключается в противоречии между знанием и информацией [11]. Это проблема влечет за собой ряд трудноразрешимых дилемм этического характера. В современных отечественных и зарубежных исследованиях, несмотря на достаточно широкое освещение текущих проблем цифровизации высшего образования, практически не используется аксиологический подход к анализу этих дилемм. Обоснование актуальности аксиологического подхода в исследовании заключено в следующем. В философской аксиологии принято считать, что мотивы поведения определяются выбором ценностей, как критериев моральных предпочтений. Выявление моральных предпочтений в ситуациях моральных дилемм цифровизации и их аксиологический анализ определяет реальную картину трансформации ценностей высшего образования, что имеет значение не только для этической оценки новой образовательной парадигмы, но и для прогностического анализа ее будущих изменений. Проблемы цифрового образования в философском контексте активно изучаются за рубежом, в частности, ведущими исследовательскими центрами

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=