Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

40 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. являются Лаборатория цифровой этики при Оксфордском университете (2017- 2021) и Центр цифровой этики при Йельском университете (2023-2024), которые возглавлял известный исследователь информационной и цифровой этики Л. Флориди В целом, концепция Флориди [29, 30, 31] определяется философией трансгуманизма, аксиология которой обоснована одним из главных идеологов движения – известным философом Н. Бостромом [27]. Противоречие трансгуманистической аксиологии заключается в том, что с одной стороны, в основании трансгуманистической философии лежит этический идеал, заключающийся в избавлении человечества от страданий, вызванных несовершенством человеческой телесности, в научном прогрессе и приоритете разума; с другой стороны средства для достижения этих целей исключительно технологичны, что может привести к дегуманизации общества, и, в частности, к дегуманизации образования . Обзор работ по проблемам цифровизации образования, проводимых за рубежом, позволяет сделать вывод, что интерес исследователей направлен на изучение этических проблем образования, в основном, в контексте технологий искусственного интеллекта, и концентрируется на таких темах, как исследование влияния искусственного интеллекта на академическую практику, педагогические технологии и научный контент, которое анализируется в аспектах этических принципов ответственности, академической честности и научной объективности в отношении знания, предлагаемого ИИ [26]; а также на исследовании этико- правовых проблем ИИ в научно-образовательной среде [35]. Таким образом, философские исследования концентрируются на прикладных и конкретных этических проблемах цифровизации образования, а не на общеэтических и аксиологических вопросах, и основываются на трансгуманистическом подходе, что не может в полной мере охватить все актуальные дилеммы цифровизации. В отечественной науке, напротив, цифровые трансформации в образовании рассматриваются с точки зрения теоретического анализа актуальных проблем, сконцентрированного на социально-философских, этико- философских и философско-педагогических подходах [4, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 22, 24]. Необходимо отметить, что некоторые проблемы этического характера в цифровом образовании рассмотрены в отечественной науке с точки зрения социологического подхода, причем, количество таких исследований преобладает над философскими [1, 2, 15]. Последствия цифровизации образования также анализируются крупными образовательными центрами при помощи социологического подхода [9, 21]. Основная особенность существующих исследований цифровизации в сфере высшего образования заключается в том, что в них недостаточно подробно освещена роль ценностей в процессе цифровых трансформаций образования. Работы по аксиологии, или теории ценностей, представлены как философской классикой [5, 7, 23, 25], так и современными исследованиями ценностей, в которых обоснована аксиология неклассической культуры [13, 14,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=