Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
41 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. 19]. Примером такой аксиологии являются исследования профессиональных ценностей, ведущиеся за рубежом со второй половины 20-го века [32, 33, 34, 36], но до сих пор являющиеся достаточно редкими. Противоречие между классическим и современным подходом заключается в том, что классическая теория ценностей представляет ценность как нечто абсолютное, полное и неизменное; современная же теория ценностей признает абсолютные ценности, но допускает изменчивость производных ценностей. Проблемы цифровизации высшего образования. Цифровизация образования, частности, высшего образования, происходит в противоречивых условиях, обусловленных кризисом ценностей, основание которых находится в новой философии информационного общества. Наиболее подробно эта проблема описана в работах Л. Флориди. Основная идея концепции информационного общества Флориди заключается в том, что новая информационная среда формирует особую форму общественного бытия – инфосферу, в центре которой находится не человек и его социальные отношения, а единица информации и обмен информацией [29, 30, 31], что принципиально меняет философские взгляды на этику, антропологию и общество. Можно сделать вывод, что, в частности, в области образования, это создает следующую дилемму. С одной стороны, цифровизация образования делает образование всеобщим, открытым и доступным, с другой стороны, возникает противоречие между информацией и знанием. Информация заменяет знание; образовательный процесс превращается в обмен информацией, знание теряет общественную и культурную ценность. Обзор философской литературы по вопросам цифровизации образования [4, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 35] показал, что в ней выделяются следующие актуальные проблемы, связанные с противоречием между знанием и информацией: в целом становится актуальным вопрос о «человекомерности» цифрового образования, о риске дегуманизации образования; на фоне внедрения новых цифровых технологий (он-лайн обучения, геймификации, «облачных» технологий, технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта, появления новых педагогических профессий и новых компетенций) изменяются цели и задачи педагогической деятельности; трансформируется содержание профессиональных компетенций: от педагога требуется развитие умений и навыков тьютора; меняются подходы к нравственному воспитанию, изменяется представления о степени соотношения нравственного воспитания и образования; возникает проблема сохранения академических традиций передачи и получения знания, которая особенно актуальна для университетского образования. Проблемы цифровизации образования в контексте цифровой этики. Все перечисленные проблемы являются предметом обсуждения цифровой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=