Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
42 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. этики, формируя трудноразрешимые этические дилеммы. В целом, цифровая этика возникает в ответ на этические вызовы, возникающие в следствие появления новых технологий и новых культурных практик; в рамках цифровой этики появляется этика искусственного интеллекта и робототехники; этика цифровых развлечений и этика цифровых коммуникаций, и т.д., а также и цифровая этика образования. Цифровая этика, как разновидность прикладной этики , предлагает средства разрешения дилемм, одним из которых является внедрение систем этико-нормативного регулирования в соответствующих сферах общественной жизни. Главным инструментом таких систем является профессиональный этический кодекс. (Прикладная этика – часть нравственной философии, сформировавшаяся во 2 половине 20-го века. Согласно определению академика А. А. Гусейнова «прикладная этика – область знаний и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер» [8, с. 388]. В центре прикладной этики стоит моральная дилемма; цель прикладной этики – поиск критериев ее разрешения. Прикладная этика касается практически всех сфер общественной жизни: так, известны биомедицинская этика, экономическая, политическая, экологическая этика, и этика образования и т.д. Цифровая этика охватывает перечисленные виды этики, интерпретируя их в контексте новых цифровых технологий. Этические дилеммы цифровизации образования. Проанализировав вышеперечисленные проблемы цифровизации образования, мы реконструировали следующие этические дилеммы современного цифрового образования: Дилемма дегуманизации образования. Тезис: «Цифровизация высшего образования открывает перспективы для развития дистанционных технологий обучения, что может обеспечить доступ к лучшим образовательным технологиям и материалам» – Антитезис: «Учебный процесс лишается живого общения, минимизируется нравственное и культурное значение личности в учебном процессе, девальвируется этическая категория ответственности в ходе научных исследований и обучения». Дилемма нравственного смысла образования. Тезис: «В ситуации цифровизации образования преподаватель расширяет и оптимизирует свои навыки и умения в соответствии с требованиями новой экономической и культурной реальности, в рамках высшего образования появляются новые профессии – Антитезис: «В ходе цифровизации образования изменяется культура передачи знания, теряется нравственная ценность преподавательской деятельности, заключающаяся в «приобщении ко всеобщему» (Философское понимание образования как приобщения ко всеобщему и выхода из эгоистического состояния обосновано в философии Г. В. Ф. Гегеля [6]) эта идея заменяется прагматическим подходом к преподаванию и получению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=