Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

43 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. образования, поскольку преподавательская деятельность ограничивается функциями тьютора». Дилемма нравственного воспитания. Тезис: «В ходе цифровизации образования основной целью является приобретение знаний, умений и навыков, способных вписаться в социально-экономические требования эпохи, поэтому нравственное воспитание не обязательно должно быть всеобщим, а может быть включено в программы только тех будущих профессий, где большую роль играет следование правилам профессиональной этики» Антитезис: «Любое образование не может быть полноценным без нравственного воспитания» (Идея о необходимости синтеза нравственного воспитания и образования обоснована в философских исследованиях образования такими авторитетными мыслителями, как И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Л. Н. Толстой, Г. И. Гессен и др.) Дилемма научно-образовательного этоса. Тезис: «Цифровизация расширяет научно-образовательные возможности высшей школы, появляются цифровые университеты и кафедры, что способствует переосмыслению академических традиций и культуры получения и передачи знаний». Антитезис: «Цифровизация образования приводит к потере академических традиций, которые являются неотъемлемой частью профессионального научно- образовательного этоса, что негативно сказывается на коммуникациях внутри профессионального сообщества, эффективности научно-образовательной деятельности, авторитете образования и науки в социуме» (Этос, как категория этики, подразумевает под собой некие негласные правила поведения, неформальную иерархию и культурные традиции, сложившиеся в течение длительного времени в рамках социальной группы и объединяющие ее). Эти дилеммы являются основанием: 1) для теоретического обоснования актуальных проблем в цифровой этике образования; 2) для создания аксиологического опросника, в котором смоделированы ситуации дилемм. Философские основания аксиологического подхода Для понимания сути аксиологического подхода обратимся к философской теории ценностей. Разница представления о ценностях в классической и современной аксиологии, по мнению некоторых исследователей, сформировалась на основании разницы двух культурных парадигм – классической и неклассической культуры, каждая из которых обладает характерными особенностями: классическая культура транслирует абсолютный этический идеал, в рамках неклассической культуры все подвержено трансформациям. При создании кодекса профессиональной этики должны быть учтены как классические, так и неклассические ценности, поскольку первые определяют базовые этические принципы профессии , а вторые определяют конкретные правила , позволяющие адаптировать эти принципы в конкретной ситуации и обеспечить механизмы , помогающие воплощению базовых принципов и обеспечивающие эффективность кодекса. Моральная дилемма стоит в центре профессиональной этики, и кодекс

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=