Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
52 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. innovative teaching methods, psychological comfort. Artificial intelligence contributes to the development of skills and competencies. Innovative educational programs and tools help to develop critical thinking, communication and collaboration. With all the positive aspects of the introduction of generative AI, a person should not allow the substitution of artificial human civilization. Keywords: Japan, education, generative artificial intelligence, ‘digital classmate’, ‘virtual school’, metaverse, chatbot, anime avatar. DOI 10.22405/2304-4772-2024-4-51-58 Стремление Страны восходящего солнца интегрировать искусственный интеллект в образовательную среду демонстрирует ее приверженность к инновациям и научному прогрессу. Использование цифровых технологий в японской системе образования началось в 80-е гг. XX века, с формата «электронного обучения». В 1984 г. была проведена «третья школьная реформа» – ответ на социальные запросы информационного общества. Комитет образования Японии обеспечивал решение вопросов по внедрению информационных технологий в процесс обучения, в частности компьютеризацию учебных заведений. Первая попытка организации процесса дистанционного образования – «Университет в Эфире», транслирующего лекции по радио и телевидению. По окончанию пятилетнего обучения студенты сдавали экзамен и получали диплом. В 2001 году была принята «Программа приоритетных направлений политики электронной Японии», направленная на информатизацию образования: оснащение компьютерами и интернет-ресурсами образовательных учреждений, курсы повышения компьютерной грамотности для педагогов. Закон «Об образовании» 2006 года постановил разработать программы дистанционного обучения. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии ведет активную деятельность в направлении расширения технологических границ в сфере образовании. В планах Министерства применение генеративных инструментов искусственного интеллекта (далее – ИИ) в школах: от начальных до старших классов. Официальные лица страны Восходящего солнца поддержали внедрение в процесс обучения чат-бота или «цифрового одноклассника» «OpenAI ChatGPT», имитирующего человеческий разговор и вступать в диалог. Данное устройство применяется для стимулирования дискуссий в классах [2]. Процесс внедрения генеративного ИИ будет регулироваться согласно официальным правилам: «Временные рекомендации по использованию генеративного ИИ в учреждениях начального и среднего образования». В документе указано следующее: ученикам от 13 до 18 лет используют генеративные чат-боты с разрешения родителей и под четким контролем администрации и педагогов школы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=