Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

53 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Внедрение генеративного искусственного интеллекта в японские школы способствует решению глобальной проблемы, охватившей образовательную среду разных стран, – проблему буллинга (от англ.Bullying- «запугивание», «издевательство», «травля»). По данным Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий за 2023 г. в школах Японии зафиксировано 680 тыс. случаев издевательств, результатом многих из них стали серьезные психофизиологические последствия. На фоне динамики насилия возросло число детей и подростков, отказывающихся посещать уроки в очном формате. Данная тенденция связана с особенностями японского менталитета и культурных традиций: коллективное начало превалирует над личным, что наглядно демонстрирует японская пословица: «Торчащий гвоздь забивают». Школьник, не способный к быстрой коммуникации и социализации, воспринимается одноклассниками как враждебный элемент – изгой и соответственно подвергается в лучшем случае игнорированию и социальной изоляции, в худшем – издевательствам, что делает процесс получения образования психологически дискомфортным и физически опасным. Меры противодействия школьному буллингу в японских образовательных учреждениях заключаются в использовании современных технологий на основе генеративного ИИ. Профессор университета в Фукуи Кэйта Кобаяси разработал голосового помощника, вступающего в спор с коллективом и стимулирующего дискуссии. «Наш помощник призван изменить атмосферу в классе, где трудно высказывать различные мнения и стимулировать разностороннее обсуждение» – приводит слова разработчика агентство Kyodo [3]. Голосовой помощник на данный момент применяется в 30 японских школах в нескольких регионах страны. По мнению Кобаяси, «наша программа позволяет преодолеть скованность в коллективе, где ученикам бывает не просто выразить собственное мнение» [3]. Возникает вопрос к профессору-разработчику: почему учитель не возлагает на себя обязанность сделать атмосферу в классе более комфортной для коммуникации учащихся? Почему формирование навыков мышления, креативности, творчества, ораторского искусства, смелости высказывать и отстаивать свое мнение японские педагоги доверяют генеративному искусственному интеллекту, в данном случае голосовому помощнику? Следующее нововведение в японских школах: роботы-аватары для дистанционного обучения. На цифровые устройства с ИИ установлены камеры, микрофоны и, динамики, с помощью которых дети удалено посещают уроки и культурно-массовые мероприятии. Участники могут вместо собственной фотографии использовать аватары животных. Организаторы данного нововведения полагают, что такие меры приведут к снижению тревожности жертв буллинга, и в дальнейшем ребенок сможет вернуться к очному формату обучения. Решая проблему буллинга в школьной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=