Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

55 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. получению навыков работы с чат-ботами как для учителей, так и для учеников [5; 6; 7; 8]. Преимущества внедрения ИИ в образование: автоматизация и персонализация обучения, адаптация учебного материала, возможность создания интерактивных заданий и тестов, введение инновационных методик обучения, психологический комфорт. Искусственный интеллект способствует развитию навыков и компетенций. Инновационные образовательные программы и инструменты помогают развивать критическое мышление, коммуникацию и сотрудничество. Применение генеративного ИИ в образовании имеет как положительные, так и отрицательные моменты: 1) неравенство в образовании: доступ к цифровым технологиям и устройствам, Интернет – трафик; 2) конфиденциальность и защита персональных данных обучающихся; 3) асимметрия информации и субъективные алгоритмы: при неясных алгоритмах ИИ может возникнуть ситуация асимметрии информации между учащимися и образовательным учреждением, а субъективные алгоритмы могут привести к несправедливой оценке; 4) нивелирование процесса социализации и адаптации к реалиям современного мира: под маской аниме-аватара в «виртуальной школе» невозможно сформировать практические навыки ориентации в жизненном пространстве, морально-нравственные ценности, мировоззрение, испытать любовь и дружку, стать ответственной личностью, с чувством долга перед семьей и отечеством [9]. Консультант правительства Страны восходящего солнца Мориносукэ Кавагути заявил: «Люди боятся искусственного интеллекта, но если говорить об образовании, то ИИ идеально подходит для образовательных целей… Искусственный интеллект может распознать способности того или иного человека, извлечь максимум из его потенциала». Японский писатель, профессор университета Хосэй Масахико Симада, размышляя о будущем искусственного интеллекта, задается вопросом, «Как бы изменился ход истории, если бы политические решения принимались машиной – на основе алгоритмов? Является ли создание искусственного интеллекта роковой ошибкой человечества?» [10]. Писатель высказал мысль о том, что человек не должен позволить ИИ поработить себя, не допустить подмену человеческой цивилизации искусственной. Литература 1. Масахико Симада: способен ли искусственный интеллект заменить человека? // СПбГУ : офиц. сайт. URL:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=