Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
6 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. The scientific novelty of the article is determined by the ethical-philosophical approach to the analysis of the writer's work, which consists in using the concepts of ancient philosophy. As a result, the article concludes that the short story symbolizes the modern culture's departure from the basic concepts of ethics; it brings closer the era of chaos and madness, where classical virtues either become meaningless or turn into vices. Keywords: J. L. Borges; anti-philosophy; culture of nominalism; “refutation of time”; time; immortality; “a moralizing tale for the immortals”; ethics and death; cardinal virtues; ataraxia and vice; wisdom and madness. DOI 10.22405/2304-4772-2024-4-5-12 Х. Л. Борхес определял современную ему культуру как культуру номинализма, которая преодолела реализм, сделав язык средством забвения универсалий. В этом утверждении писателя не было морализма: выступая как наблюдатель, как скриптор, он всего лишь констатировал этот факт. Рассматривая европейскую историю философии через полемику реализма и номинализма, Борхес пишет: «Колридж заметил, что все люди рождаются последователями либо Аристотеля, либо Платона. Последние думают, что идеи реальны, первые, что они – обобщения. Вот почему для одних язык – всего лишь система произвольных символов, а для других – карта мироздания. Если для последователей Платона Вселенная – Космос, Порядок, то для продолжателей Аристотеля такой вывод - ошибка, самообман ущербного ума. В разные эпохи, на разных широтах перед нами все те же два бессмертных противника, лишь сменяющие языки и имена. Одного зовут Парменид, Платон, Спиноза, Кант, Френсис Брэдли; другого - Гераклит, Аристотель, Локк, Юм, Уильям Джемс… Джордж Генри Льюис считал, что единственный средневековый спор, имеющий философскую ценность, – это полемика между номинализмом и реализмом... Прошедшие годы, как и следовало ожидать, лишь до бесконечности умножили позиции и оттенки. Если, однако, для реализма первичными были универсалии, а мы говорим – абстрактные понятия, то для номинализма – единичные вещи. История философии – не музей развлечений и словесных игр. Вполне вероятно, что два эти тезиса соответствуют двум основным способам познания…Некогда новинка, объединявшая скромное число неофитов, номинализм теперь разделяется абсолютно всеми. Его победа столь внушительна и бесспорна, что само имя стало ненужным. Никто не называет себя номиналистом, поскольку других просто нет. И все же попробуем понять, что сутью для средневековья были не люди, а человечество, не каждый в отдельности, а общий вид, не виды, а род, не роды, а Бог» [2]. Одну из своих самых ярких новелл (которую Борхес называл наиболее успешной в сборнике «Алеф»[1]), он охарактеризовал как «нравоучение для бессмертных». Некоторые исследователи сходятся на том, что «нравоучение» заключалось в послании современникам, вынужденным существовать в культуре номинализма [7]. Этические смыслы этого послания, на наш взгляд, раскрываются в связи с категориями античной философии, упомянутыми в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=