Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
62 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. истории, языка, искусства и т.д. в условиях стремительно меняющегося цифрового мира, а так же открывает новые возможности для междисциплинарного сотрудничества и обмена знаниями между исследователями. В этой связи Г. А. Буваева и А. А. Андреева отмечают, что «… современную гуманитарную науку можно представить как глобальный гипертекст, связанный системой перекрестных ссылок в виде трудов отдельных исследователей или исследовательских коллективов. Благодаря цифровым и когнитивным технологиям современная гуманитарная наука обогатилась новыми методами познания, что привело к формированию различных направлений цифровой гуманитаристики, в том числе и цифровой философии» [2, с. 138]. Цифровая философия как часть развивающейся области DH представляет собой многогранный и актуальный проект современного гуманитарного знания, однако ее статус, как, впрочем, и DH находится в процессе становления. В настоящее время дискуссии вокруг цифровой философии активно подчеркивают ее двойственную природу: c одной стороны, цифровая философия, используя инструменты и методы разработанные в рамках классической философской традиции, предлагает новые взгляды на такие проблемы как – вопросы познания окружающей действительности и восприятия цифровой реальности; взаимодействие человека с техникой – этические и социальные последствия; влияние технологий на культурные процессы и общество в целоми т.д. В результате чего цифровая философия понимается как направление DH, которое стремится осмыслить вызовы цифровизациии человека в цифровом мире. М. А. Савушкина констатирует – «… цифровая философия в современном контексте стала пониматься как набор философских идей касательно антропологии и онтологии существования человека в цифровой культуре... человека-пользователя интересует скорее он сам и этико-философская проблематика его взаимодействия с цифровыми технологиями, нежели сложные представления о битах как информационных единицах…» [12, с. 60]. С другой стороны, цифровая философия подвергается критике в связи с тем, что вполне может упрощать восприятие философских концепций или даже заменять их алгоритмическими решениями, поскольку использование цифровых инструментов стандартизирует и автоматизирует процесс познания и постижения истины, что ведет к нивелированию сложного и многоаспектного контекста проблемного поля философии. А. Н. Сорочайкин и И. А. Сорочайкин указывают на то, что «… простое использование цифровых технологий в гуманитарных науках, в первую очередь в философии, вызывает сложности не только методологического и методического характера, но и неясности в самой области применения» [14, с. 7]. В этом случае цифровую философию можно рассматривать как часть DH, которая направлена на исследование фундаментальных проблем традиционной философии при помощи «цифры».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=