Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г

63 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Важно отметить, что выделенные подходы порождают вопросы о том, сохраняется ли глубина философского размышления в эпоху цифрового доминирования? Может ли философия, ограниченная, к примеру, объемом цифровых данных, действительно затрагивать глобальные проблемы бытия, сущности и назначения человека, а так же смысла его существования, проблемы познания, общества, культуры, этики, образования и воспитания? Влияют ли цифровые технологии, изменяющие методы исследования, на процесс философского мышления? На наш взгляд, эти вопросы вскрывают главное противоречие цифровой философии: является ли она проектом, предоставляющим исследователям уникальные возможности для анализа и осмысления предельных метафизических вопросов цифровой реальности или является фактором, ограничивающим мышление и создающим иллюзию философского дискурса? Безусловно, «цифровой тренд в гуманитарных науках имеет наибольшее значение для философии, как способной выявить и определить онтологические, гносеологические и социальные особенности рефлексии процесса идентификации человека в новых феноменах» [14, с. 8]. Вместе с тем, «мыслящее рассмотрение предметов» [9, с. 28] посредством цифрового инструментария вполне может сужать перспективы традиционной философии, поскольку анализ и обработка оцифрованной информации вполне может привести к тотальному абстрагированию и редукционизму, необоснованным выводам и искажению истины. Например, интерпретация оцифрованного философского текста, осуществляемая с помощью искусственного интеллекта, значительно упрощает восприятие содержания источника, однако, постижение его подлинного смысла возможно лишь через личное участие и опыт исследователя. Тем не менее, стоит принять тот факт, что «философия стоит на пороге новой адаптации – необходимости существовать в новом цифровом мире… » [15], поэтому перспективы развития цифрой философии определены тенденцией цифровизации различных областей жизнедеятельности человека, вскрывающей новые проблемы, которые требуют должного осмысления. Несомненно, цифровая философия как составная часть DH будет стремительно развиваться, и, возможно, станет самостоятельной областью знания, «призванной создать теорию цифрового общества, теорию цифровой культуры, которые могли бы послужить описанию и пониманию реальностей современного цифрового мира» [2, с. 141]. Однако, как отмечают современные исследователи, «…она вовсе не отменят классические формы философствования, подобно тому, как появление богословия не отменило античную философию, а философия науки Нового времени не уничтожила богословие» [15], а скорее направлена на реализацию таких принципиально новых задач как:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=