Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
7 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. новелле, и их разбор может значительно расширить философское понимание «нравоучения для бессмертных». Новелла Х. Л. Борхеса «Бессмертный» может быть интерпретирована с позиций античной философии по следующим причинам: - герои новеллы действуют вопреки идеалам античной этики, поскольку писатель доводит их добродетели до абсурда, и они становятся чрезмерными, превращаясь в пороки; - понимание бессмертия для героев новеллы противоположно античному пониманию бессмертия – для героев оно представляет не как память, а как забвение; - в новелле пересекаются образы времени и реки, бессмертия и забвения, что дает отсылку к философии Гераклита. Создавая своеобразную пародию на античные этико-политические представления и помещая ее в античные же декорации, Борхес показывает современное общество, охваченное забвением времени, индивидуализмом, интеллектуальным высокомерием, нравственным равнодушием и духовной немотой. Если «нравоучение для бессмертных» предстает как послание, то знаками в этом послании служат категории античной этики. В этой связи в статье предполагается решение следующих задач: 1. проанализировать философские основания рассказа «Бессмертный» через соотношение понятий бессмертия и смерти, образов реки и времени в античной философии; 2. рассмотреть проблему бессмертия в рассказе через категории античной этики. Река, Гомер, Гераклит и бессмертие В рассказе Борхеса «Бессмертный», дикари, живущие возле реки с мутными водами, потерявшие связную речь, память и человеческий облик, оказываются бессмертными, а река – рекой, «чьи воды дают бессмертие» [1]. Рассказ ведется от лица главного героя, ищущего источник вечной жизни. Не понимая, что он нашел его, герой пьет грязную воду из этой реки и наблюдает за дикарями, пока не начинает осознавать, что сам стал бессмертным. Личное бессмертие становится залогом безумия и деградации, забвением не только времени, но и человеческой природы. Один из дикарей припоминает фразу из Гомера, констатируя, что сам написал ее когда-то. Отсылка к Гомеру не случайна, как к древнему автору, который одним из первых описывает античную концепцию бессмертия . Так, по словам Вернера Йегера, «… Гомер показывает, что мертвые не более чем тени, лишенные сознательной жизни или духовной деятельности. Все воспоминания о жизни они утратили, когда пересекали поток Леты, реки забвения. Гомер называет их «идолами», своего рода призраками, лицом и обликом напоминающими их в прошлом» [3, с. 14-24]. Античная концепция бессмертия связана с идеями этики, выражавшейся в политическом способе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=