Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
8 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. существования : человек мог обессмертить себя славными делами, и тогда он становился бессмертным для своего полиса, своего народа, становился для людей равным богам; однако, сам он после смерти утрачивал воспоминания о своей славе [3, с. 14-24]. Бессмертные в рассказе Борхеса находятся как будто бы на том берегу Леты; бесконечное настоящее постепенно стирает их память о жизни, которая была до того момента, когда они попробовали воду из реки. Образ реки в контексте проблемы бессмертия у Борхеса намекает на две знаменитые цитаты из Гераклита. Намек на Гераклита в новелле также не случаен: Борхес относит его философию к традиции реализма, причем, предвосхитившего реализм Аристотеля [2]. 1. Фраза Гераклита о смертных и бессмертных (бессмертные- смертны, смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают) трактуется в истории философии через идею о бессмертии души (Нумений; О. Гигон; Ф. Вейкос; А. Н. Чанышев) (когда мы живем – наши души мертвы; когда умираем – они становятся бессмертными) [4]; но также и с точки зрения осмысления бессмертности и смертности людей и богов – боги осознают, что они бессмертны через смертность людей; люди осознают свою смертность через бессмертие богов (М. Хайдеггер, Е. Финк) [4]. 2. Образ реки связан у Гераклита с образом времени: «Развивая динамическую концепцию времени, он рассматривал его по аналогии с образом реки, непрерывно текущей из прошлого через настоящее и будущее. Продолжая аналогию с рекой, можно заключить, что, по мысли эфесца, действительность представляет собой единство вечного миропорядка («этот космос… был, есть и будет вечно живым огнем…») и преходящих вещей, единство вечного и временного. Таким образом, у Гераклита намечаются зачатки идеи о единстве противоположностей времени и вечности» [4]. Иными словами, смертная жизнь (временное) и бессмертие (вечное) у Гераклита становятся едиными в образе реки, как в олицетворении времени. В рассказе «Бессмертный» писатель повторяет концепцию Гераклита. История главного героя начинается «в одном из садов Гекатомфилоса, в Стовратых Фивах, в дни, когда императором был Диоклетиан» [1, с. 126]. Главный герой, до встречи с бессмертными, существует в условиях античных представлений о смерти и бессмертии, о всеобщем благе и добродетелях . Река бессмертия с ее мутными водами представляет собой символ единства смерти и бессмертия. Люди, попробовавшие ее воды, остаются физически живыми, но бессмертными. Они остаются людьми, приобретя бессмертие – как неотъемлемое качество богов. Они живут – но их души мертвы, они не могут умереть – поэтому их души не могут стать живыми. Осознание бессмертия не свойственно природе человека, поскольку он единственный из живых существ может осмыслить факт того, что он смертен, поэтому «чувствовать себя Бессмертным – божественно, ужасно, непостижимо уму» [1, с. 133]. Парадоксальность бессмертия у Борхеса и понятия античной этики
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=