Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
83 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. участников при помощи цифры. Религия, религиозные феномены в условиях онлайн-практик цифрового общества также трансформируются. Создаются «новые условия для реализации религиозных практик, связанных с религией социальных практик» [4, с. 69], трансформируется сам способ взаимодействия религии, религиозных организаций, духовенства, религиозных деятелей с обществом, с членами общины верующих. «Религия в мире онлайн становится таким же привычным явлением, как и культура, приобретает черты массовой культуры» [4, с. 69]. Общение становится более неформальным, подчиняется нетэтикету (сетевому этикету), контроль осуществляется не только со стороны религиозных деятелей, но и рядовых членов религиозной общины, религиозной организации. Цель исследования: рассмотрение религиозных феноменов в социальной сети ВКонтакте на примере зарегистрированных сообществ христианской тематики. Задачи исследования: проанализировать поисковые запросы и результаты нахождения сообществ христианской тематики, рассмотреть зарегистрированные сообщества христианской тематики в социальной сети ВКонтакте, изучить названия и контента сообществ христианской тематики, создать классификации существующих зарегистрированных сообществ христианской тематики, выявить теги зарегистрированных сообществ и их специфику. Основная часть статьи: цифровизация всех сторон жизни и деятельности человека неизбежна, что соответственно, находит свое отражение в культуре и религии, как ее институте, как ее важной части. На примере цифровой трансформации религии можно проследить появление и функционирование новых социокультурных практик, религиозных, культурных феноменов. Цифровая трансформация религии, изменение ее социальных практик в Интернет-пространстве лучше всего видны при исследовании многообразных религиозных феноменов онлайн. Исследование цифровой трансформации религии также показывает, что риски, угрозы и социальные дилеммы касаются и религиозных феноменов в онлайн. Так как контент религиозных сообществ в онлайн-пространстве не всегда представлен достоверной информацией. Экстремистски настроенный человек, группа лиц могут посредством контента сообщества в онлайн-пространстве транслировать свои идеи, подменять, искажать традиционные ценности, историю, культуру, религиозное учение, государственную политику для достижения своих целей, вербовать сообщников (в том числе для противоправных действий). Информационная война на современном этапе идет и через онлайн- пространство. Так как в рамках размещенного контента в сообществе могут задаваться вопросы, идти обсуждения, размещаться комментарии, то можно увидеть реальное отношение гостей и членов сообщества к религии и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=