Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
9 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. Противоречие идеи бессмертия в новелле заключена в следующем: - мудрость, как главная добродетель античной этики, приводит бессмертных к равнодушию. Абсолютная мудрость, по мысли античных философов – достояние богов (бессмертных), но не людей. Полнейшее спокойствие бессмертных – это не античная атараксия, а отсутствие движения, оцепенение, что можно в данном контексте охарактеризовать как некую игру в смерть, замену вожделенной смерти . Погрузившись в собственные мысли, Бессмертные стали равнодушны ко всему: «они знали, что на их безграничном веку с каждым может приключиться все» [1, с. 133], что означало, что каждый может совершить как нравственный, так и безнравственный поступок. Последствия этих поступков растягивались на целую вечность, и один и тот же поступок, в результате, мог обернуться как благом, так и злом. Поэтому им перестали давать оценки. Мудрость перестала быть добродетелью, так как стали бессмысленны цели существования добродетелей. Как единство противоположностей, мудрость бессмертных сочеталась с безумием . Это безумие длило мгновения настоящего, но уничтожало прошлое и будущее. Оказавшись в заброшенном городе, когда-то построенном бессмертными, главный герой с ужасом осознает, что город – это материализовавшаяся идея бессмертия , представление бессмертных о времени и пространстве. Его поражает как величие сооружений, так и бессмысленность архитектуры, граничащая с безумием: «Этот город, подумал я, ужасен; одно то, что он есть и продолжает быть…заражает и губит прошлое и будущее и бросает тень на звезды. Пока он есть, никто не познает счастья и смысла существования» [1, с. 130]; - бессмертие изменило представления о благе. Полис, воспринимаемый античными философами, как микромодель космоса, стал хаосом, но и он был покинут бессмертными ради разрозненного существования в пещерах и норах. В первую очередь, исчезло сострадание. Забота о других и забота о себе стали бессмысленны из-за отсутствия опасности умереть . Добродетели мужества, справедливости и умеренности были забыты, потому что их смысл мог быть реализован только в полисе. Знание о бессмертии сделало бессмысленным стремление ко всеобщему благу; - потребность мыслить стала главным наслаждением для бессмертных, благодаря чему они забыли о потребностях тела. Это нельзя характеризовать как аскетизм – телесное наслаждение бессмертные заменили наслаждением мыслить. Таким образом, наслаждение мыслить превратилось в порок, потеряв меру. Некоторые неожиданные телесные ощущения, дарующие наслаждения на уровне рефлексов (например, внезапный дождь) иногда возвращали им память о себе и об окружающем мире, однако это случалось исключительно редко; тем не менее, дикарь, оказавшийся Гомером, говорит о бессмертных: «Мы легко принимаем реальность, может быть потому, что интуитивно чувствуем: ничто реально не существует» [1, с. 132]. Смерть стала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=