Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
97 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. историческом и культурном развитии многонационального народа России» [30]. Важнейшим компонентом традиционных ценностей являются нравственные ориентиры, передаваемые от поколения к поколению. Если исключить советское поколение из этого процесса, тогда произойдет разрыв исторической целостности российского государства, разрыв отечественной истории. Противники советского воспитания, как правило, противники воспитания как такового, и одновременно, противники сильной суверенной России. Их аргумент: воспитание – это идеологизация. Но если государство уходит из образования, отказываясь от воспитательной функции, то воспитывать человека будут СМИ, медийная «культура», которая в большинстве своих проявлений есть антикультура, формирующая антиценности, как раз противоположные традиционным ценностям. Для того, чтобы происходила передача нравственных ориентиров от поколения к поколению необходимо воссоздать в целостности нравственный опыт советского периода. И, прежде всего, нравственному воспитанию, которому придавалось огромное значение в Советском Союзе. Наиболее важными средствам воспитания были искусство, литература, спорт, уважение к труду и старшим поколениям, память о жертвах Великой Отечественной войны. Эти и многие другие средства воспитания были направлены на формирование личности на основании традиционных ценностей. В современной ситуации требуется переосмысление феномена «коммунистического воспитания», разделение в нем идеологического и собственно нравственного компонентов. В этом словосочетании в ранний постсоветский период делался акцент на слове «коммунистический», а «воспитание», соответственно, трактовалось как инструмент по насаждению коммунистической идеологии. Сейчас необходимо обратить внимание именно на компонент «воспитание», в котором именно воспитание, то есть формирование всесторонне развитой личности (физически, этически, эстетически, духовно, интеллектуально), личности, имеющей нравственную систему ценностей, было определяющим. И советская культура как раз и выступала в качестве инструмента воспитания, о чем пишет современный исследователь: «Советская литература и искусство как составные части общей культуры, несмотря на идеологическую направленность, декларативность изложения материала, непререкаемость постулатов и идей способствовали реализации грандиозной цели – воспитанию нового человека» [4, с. 90]. Конечно, если современный человек, сознание которого так или иначе либерализировано и деидеологизированно, обратится к документам советской эпохи, то ему будет трудно кроме проявлений «тоталитарных механизмов» подавления личности увидеть что-то положительное. Например, в 1979 г. советские социологи писали: «Поставленные XXV съездом КПСС задачи коммунистического воспитания советского народа требуют от работников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=