Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
98 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. идеологического фронта обратить особое внимание на проблему идейно- нравственного формирования подрастающего поколения. Эстетическое воспитание является одним из важнейших средств формирования у молодежи марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. В свете этих задач становится весьма важным и актуальным изучение функционирования искусства и определение наилучших форм и методов художественного воздействия на самые широкие массы трудящихся и особенно на молодежь [28, с. 45]. Такие фразы, ушедшие в прошлое как «работники идеологического фронта», «постановления съездов КПСС», «формирование марксистско- ленинского мировоззрения», «коммунистическая нравственность», «трудящиеся массы» и проч. могут естественно вызвать у современного читателя отторжение или недоумение. А последнее поколение, выросшее в постсоветскую эпоху, вообще не поймет, о чем идет речь. В этой ситуации действительно весьма сложно найти что-то ценное и позитивное в этом периоде, легче его отбросить и забыть. Выдающиеся мастера советской культуры очень точно раскрывают нравственную основу коммунистического воспитания, направленного на формирование советского человека, прежде всего, как полноценной, гармонично развитой личности, обладающей «духовной вертикалью». Именно это и было утрачено в постсоветском периоде. Вряд ли возможно упрекать К. С. Станиславского в неискренности и заискивании перед властью, когда он говорил о воспитательном значении коммунистической идеи для молодежи: «Перед молодежью, приходящей в театр, стоит громадная и почетная задача – она должна принести с собой то сознание силы и непобедимости коллектива, ту военную дисциплину, которые сплачивают комсомол в могучую силу. Союз коммунистической молодежи должен являться в каждом деле образцовым, организованным ядром» [26, с. 390]. Это нравственный императив, направленный на творческие созидательные коллективные цели, противостоящий индивидуалистической морали, губительной и для личности, и для искусства. Исследователь наследия Станиславского В. И. Прокофьев так выразил его понимание роли нравственного, по сути антииндивидуалистического начала в искусстве: «Ослабление нравственного, этического начала в творчестве неизбежно ведет к идейной и художественной деградации искусства. Происходит сильный крен в сторону индивидуализма и субъективизма, создающий благоприятную почву для произрастания всякого рода сорняков в сценическом творчестве, заглушающих ростки подлинного искусства» [19, с. 11]. Современные авторы также отмечают значимость нравственности в системе Станиславского [9; 15] или [9, с. 15]. В статье «Призвание театра» Г. А. Товстоногов пишет: «В серьезном искусстве социальное вообще немыслимо без нравственного. Сегодня
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=