Гуманитарные ведомости. Вып. 4(52) 2024 г
99 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (52), декабрь 2024 г. воспитание коммунистической морали, борьба за души людей – одна из важнейших задач нашего общества, а следовательно, и нашего искусства» [29, с. 15]. А. Я. Таиров в записных книжках отмечает: «Театр при своем зарождении был психическим и духовным самовыявлением и духовной пищей человека. Капитализм превратил его в забаву. Задача актеров советской эпохи не только вернуть театру его первородство, его изначальную сущность, но и поднять его на еще более высокую ступень не только выразителя, но и преобразователя человеческой психики. Задача – уничтожение остатков капитализма в человеческой психике. Борьба за моральное, политическое уничтожение фашизма и за новый гуманизм» [27, с. 388]. В схожей тональности говорит М. И. Ромм: «Впервые в истории названы и за креплены в Программе партии моральные качества строителя коммунизма. Задача искусства – готовить человека сегодняшнего дня к вступлению в день завтрашний. Это благородная, большая, с каждым днем растущая задача. И иногда и нужно, и интересно, и поучительно оглянуться при этом и вспомнить, как родился новый человек эпохи, вспомнить первые его шаги, – его мужественный, горячий и могучий ход, его подвиг во имя революции, во имя нашего будущего» [21, с. 139]. Ромм еще добавляет: «Мы должны резко двинуть вперед изучение человека в наших картинах, проникнуть в глубину существа нашего современника; мы должны резко двинуть вперед разработку глубокого, объемного, совершенно нового характера советского человека, показать его всему миру во всей его сложности и своеобразии» [там же, с. 248]. А это уже познавательная задача искусства, соответствующая антропологическим установкам отечественной традиции. «Изучение человека», «проникновение в глубину существа нашего современника» – разве не это делали Достоевский, Чехов, Толстой, Горький и все выдающиеся представители русской культуры? И это не то, что не идеологизация, это даже не морализаторство, не дидактика. Представляется, что вместе с критикой советской коммунистической идеологии оказался выброшенным за борт и сам человек. Можно ли этих выдающихся деятелей советской культуры с мировыми именами считать «коммунистическими идеологами», пропагандистами, или совсем наивными людьми, как это делает либеральная антисоветская критика? Разумеется, нет. Они мыслили в рамках отечественной традиции, в которой искусство немыслимо без его нравственно-воспитательной составляющей. Очевидно, что идеологическое (коммунистическое) – это формальная сторона воспитательного процесса, содержание которого определялось нравственными ценностями. Нравственная миссия русского театра Советский театр, будучи преемником традиции русского театра, предстает одновременно в двух ипостасях: художественной и нравственной. В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=