Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

100 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Таблица 2. Интерпретация функциональной грамотности с позиций смыслового чтения Функциональная читательская грамотность ↓ ↓ Смысловое чтение Творчес кая перераб отка текста ↓ ↓ ↓ Поиск и извлечен ие информа ции Осмысление и оценка Интеграц ия и интерпрет ация сообщени я ↓ ↓ Формальные параметры текста (язык и стиль) Содержание текста ↓ ↓ ↓ ↓ Языковы е особенн ости Стилистич еские характерис тики Идеи и фактоло гия Духовно- нравстве нные основы и этически е принцип ы Приведенная таблица направлением стрелок и расположением соседствующих ячеек указывает определенную последовательность и соотнесенность операций при чтении, которые должен осуществить ребенок (конечно, под руководством педагога). Для детей поколения Альфа с клиповым мышлением сложным является переход от интегрирования и интерпретирования сообщения текста к извлечению информации, а также к ее осмыслению и оценке, поскольку у большинства обучающихся затруднены процедуры установления причинно-следственных связей. В широком смысле это можно обозначить как проблему понимания текста. А. А. Леонтьев утверждал, что «понимание текста – это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления», т.к. «мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом» [8, с. 86]. Очевидно, что понимание как процесс интеллектуальный непосредственно связан с определенной деятельностью (в нашем случае – смысловым чтением), а кроме того, определяется типом мышления. Г. И. Богин выделил три вида понимания текста в зависимости от типа мышления: 1. Семантизирующее, т.е. направленное на декодирование прямых значений языковых единиц (это понимание значения слова по контекстуальным ключам на основе сочетаемости).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=