Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

101 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. 2. Когнитивное, связанное с декодированием культурных смыслов (это знание о смысле чего-либо, замена ситуации текста объективно- реальностной, способное превращаться в знание через образование понятий – от конкретного к абстрактному и наоборот). 3. Распредмечивающее понимание, направленное на смыслы, в тексте не выраженные (переживание смыслов) [2, с. 15–16]. Как показывают наблюдения, дети поколения Альфа имеют сложности со всеми указанными типами понимания текста. Понимание значений слов происходит в том числе благодаря контексту. Если обучающемуся сложно устанавливать связь информационных данных между собой, тогда и понимание затруднено. У детей текст выглядит как понятийное пространство с «белыми пятнами» в тех фрагментах, где неясно значение слова. Проведенный с обучающимися 5–6 классов школ Тульской области экспериментальный тест показал следующие результаты (в эксперименте было задействовано 120 учащихся гимназии № 11 г. Тулы и Новочерепетской СОШ Суворовского района Тульской области): 1. 30 % слов из предложенного фрагмента обучающего текста краеведческой тематики дети вообще не знают, не понимают их значения, не могут употребить в сходных контекстах. 2. При попытке восстановить значение из контекста дети ошибаются, потому что «приписывают» слову значение по звуковым ассоциациям, а не по реальной информации, содержащейся за текстом (эпоха, быт, культурологические сведения). 3. На вопросы по содержанию текста (первичное восприятие информации) свыше 40 % учащихся дают ошибочные ответы, т.к не обнаруживают нужные факты внутри текста. 4. На уровне глубокого анализа более 50 % школьников демонстрируют неверное понимание идеи текста, неспособность сформулировать четко авторскую позицию. Специальные задания к текстам, которые предлагаются школьникам в ходе внедрения методики смыслового чтения, позволят им работать с текстовой информацией более эффективно. Это главная задача методики в целом. Анализ текста и последующий синтез порционной информации раскрывают «видение» текста в целом, вывести из него не только когнитивно-языковые, но и духовно- нравственные смыслы. Последовательное выполнение заданий в соответствии с определенным алгоритмом: от целого к порции, от формы к содержанию, от собственного восприятия к авторской идее, а затем в обратном направлении по каждой линии – дает разностороннее и глубокое представление о тексте. Сотрудниками Центра русского языка и региональных лингвистических исследований ТГПУ им. Л. Н. Толстого разрабатываются пособия по смысловому чтению для обучающихся и для педагогов. В пособиях для учащихся базой становятся тексты краеведческой тематики, что связано с их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=