Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
102 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. особой культурной и духовно-нравственной нагруженностью. Задания в пилотных вариантах пособий (для 5-го и 6-го классов) располагаются таким образом, что сначала проводится первичный анализ (на уровне извлечения данной в тексте информации), а затем глубинный анализ (на уровне понимания идеи автора). С течением времени и для старшей возрастной группы учащихся предполагается усложнить этот подход, синтезировав оба типа аналитической деятельности. Пособия учитывают, что дети поколения Альфа с клиповым мышлением нуждаются в специальном подходе к тексту, в том числе в направлении содержательной работы с текстовой информацией. Отобранные краеведческие тексты призваны погрузить школьников в нецифровое информационное пространство. В нем ребенок должен самостоятельно найти сведения по запросу задания, совместно с учителем погрузиться в историю, традиции, личные и общественные идеалы жителей Тульского края. Это далеко не простая задача. «Проникновение» ребенка в текст, а вслед за этим в мир автора и своего народа позволяет развивать эмоциональный интеллект, способствует формированию коммуникативных навыков. Изменения в личностных качествах современных подростков, обусловленные цифровизацией («непонимание мотивов поступков других людей, потеря способности отличать истинное знание от ложного, отсутствие чувства причастности к обществу» [1]), могут быть преодолены специально организованной работой по смысловому чтению. Уже имеющийся у методистов-филологов ТГПУ им. Л. Н. Толстого практический опыт в этой области показывает, что текст, особенно художественный, соответствующий возрасту обучающихся и дидактически подготовленный, помогает развитию мыслительных способностей, позволяет погрузиться в мир человеческих отношений, в мир природы. Очевидно значение такого текста для формирования моральных ценностей современного подростка. Таким образом, можно сделать следующие краткие выводы : 1. в условиях культуры цифрового общества, динамично изменяющихся социальных условий и обучающих практик, современное молодое поколение – это поколение с особым типом мышления (дети поколения Альфа), что требует новой методологии и новых методик обучения, особенно в сфере языковой грамотности; 2. системная методическая организация работы учителя с учениками в рамках процесса обучения смысловому чтению имеет тенденцию к снижению негативных проявлений клипового мышления учащихся, что подтверждается реальным опытом преподавания; 3. работа по смысловому чтению способствует развитию когнитивных способностей и становлению духовно-нравственных качеств личности, формированию читательской грамотности, определяя содержательные форматы межличностного общения учеников в условиях динамики цифровой культуры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=