Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
107 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. conception of conscience in the interviewed groups and determines general and specific perceptions of conscience in the context of young workers and student youth value priorities. In practical terms, the obtained data can be useful in the organization of psychological assistance to students within the framework of psychological counselling, in the development of various personality development programmes and socio-psychological recommendations for working youth and students. Keywords: conscience, moral and psychological conception of conscience, moral values, conscience psychology, youth, moral education DOI 10.22405/2304-4772-2025-1-106-115 Введение В условиях глобализации, роста информационных потоков и развития цифровых технологий наблюдаются значительные трансформации в системе ценностей, этических норм и моральных ориентиров, особенно среди молодого поколения. По данным ВЦИОМ (2022 г.), почти половина молодых людей (18– 24 лет) готовы пренебречь моралью в личных целях, тогда как «доминанта совести» гораздо чаще представлена у представителей более старшего поколения [3]. При этом относительно общих тенденций развития общества все чаще подчеркивается значимость сохранения и укрепления традиционных духовных ценностей нового поколения, в числе которых совесть имеет одно из ключевых значений, что актуализирует важность изучения представлений о совести у молодежи в современной психологии. Студенты и молодые специалисты находятся, с одной стороны, на одном этапе возрастного развития, предполагающем активное становление самосознания, мировоззрения, морально-нравственных ориентиров и т.д. С другой стороны, студенческая и работающая молодежь оказывается в принципиально разных условиях академической и рабочей сред, задающих разные параметры ответственности за себя, свою деятельность, жизнь в целом, включая процессы личностного и профессионального самоопределения, что может задавать становление разных представлений о совести как регулирующей внутренней инстанции. В силу этого мы предполагаем, что представления о совести у разных групп молодежи могут различаться. Степень разработанности проблематики Феномен совести в психологической науке концептуализируется как усвоенный путем интериоризации продукт воспитания, связанный с негативными эмоциями и выступающий наказывающим органом [7; 8; 10; 11]. Психологические исследования в подавляющем большинстве выполняются в русле изучения совести в контексте становления нравственной сферы человека и общества. Так, в работах М. И. Воловиковой [1], Л. Ш. Мустафиной [5; 6], В. Е. Семенова [9], В. Д. Шадрикова [13; 14], А. В. Юревича [15] отмечено, что в современной культуре присутствуют предпосылки к размытию представлений о добре и зле, чести и совести, что снижает уровень морально-нравственного развития юношей и девушек. Кроме того, исследователи указывают на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=