Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
109 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. следующая инструкция: «Письменно приведите все ассоциации со словом “совесть”, которые приходят на ум». Обработка данных осуществлялась с применением критерия углового преобразования Фишера (φ-критерий), позволившего выделить различия в содержании представлений о совести у студенческой и работающей молодежи по частоте встречаемости ассоциаций различного содержания (по категориям, выделенным в ходе контент-анализа), а также критерия различий U Манна–Уитни для определения различий в числе позитивных и негативных ассоциаций в двух группах. Результаты исследования Обобщение результатов теоретического анализа позволило сформулировать следующее рабочее определение: представления о совести – это совокупность субъективных знаний, убеждений, оценок и эмоциональных переживаний, связанных с пониманием категории «Совесть». Совесть при этом понимается нами как внутренний регулятор поведения, формирующийся под влиянием социальных норм, воспитания и личного опыта, и проявляется через способность индивида осознавать и оценивать собственные поступки с позиции собственных и общественных моральных стандартов. Совесть может выполнять функцию как позитивного, так и негативного контроля, стимулируя как одобрение своего поведения при соответствии моральным нормам, так и чувство вины или стыда («угрызения совести») в случае их нарушения. После обработки письменно представленных ассоциаций со словом «совесть» для двух групп молодежи нами было отмечено, что в среднем каждым респондентом указывалось от 3 до 8 характеристик, представленных как простыми перечислениями, так и в форме развернутых ответов- рассуждений. На основании контент-анализа нами были выделены 11 смысловых категорий с соответствующим им содержанием, количественно по- разному представленных у студенческой и работающей молодежи (табл. 1). Таблица 1 – Содержание представлений о совести у студенческой (Ст) и работающей молодежи (РМ) Смысловая категория Содержание Ст, % РМ, % φ р* Когнитивный компонент совести Мораль 15,9 6,8 0,52 8 - Хорошо-плохо (поступки, понимание, различение) 9,1 6,8 0,52 9 - Регуляторный компонент совести Контроль, саморегуляция и т.п. 11,4 13,6 0,75 5 - Принятие решения (выбор, поступок и т.п.) 9,1 9,1 0,61 3 - Ответственность (наказание, поощрение и т.п.) 29,5 15,9 0,82 0 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=