Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

11 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. высочайшей ответственности вплоть до самоотречения. Объект такой ответственности не всегда находится «здесь и сейчас», как писал Ганс Йонас, расширяя границы индивидуально-ответственного поведения и выбора за пределы привычной этической ойкумены человека. В тот момент, когда безграничная ответственность становится «естественной нормой», напряжение между человеком и окружающей его жизнью снимается. И Йонас, и Швейцер видели в этом онтологический смысл (в терминологии Йонаса – онтологическая аксиология). И здесь нельзя не сказать еще об одном докторе, вынесшем на своих плечах тяготы XX века. Виктор Франкл утверждал, что в любой ситуации «смысл не только должен, но и может быть найден» [3, с. 38], даже если он противоречит сложившимся ценностям. «Смысловым органом», по Франклу, является совесть. Именно она позволяет отыскать смысл. Совесть обречена быть запятнанной страданием, привнесенным человеком в мир. Швейцер доносит до нас голос этического мышления, которое говорит человеку «оставь все и следуй за мной». Йонас от имени жизни обращается к нам «смотри – ты знаешь, что делать». Франкл говорит, что научить пациентов швейцеровскому благоговению перед жизнью не так сложно, гораздо сложнее – убедить их в безусловной ценности жизни. Это возможно только в том случае, если жизнь – своя и другая – обретает смысл, становится той самой подлинной жизнью. Известный исследователь творчества Швейцера В. А. Петрицкий называл благоговение перед жизнью «императивом будущего» [2, с. 29-32]. Однако это будущее давно стало настоящим. Подводя итог рассуждениям, инициированным новым категорическим императивом Йонаса, выделим следующие моменты: онтологической основой йонасовского императива является ценность жизни как таковой, этической основой – подлинность человеческой жизни, метаэтической – сохранение человеческой жизни, та самая подлинность которой («echt»-енуальность) возможна только как «жизнь среди жизни». Как реализовать этот новый императив? Примером его воплощения в жизнь служат насельники страшного для человечества XX века – доктор Йонас, доктор Швейцер и доктор Франкл. Подлинность жизни первого и последнего выжжены дыханием концлагерей, а второго – жарким тропическим солнцем. На одной из конференций, где впервые был представлен императив Швейцера-Йонаса-Франкла, прозвучал вопрос: «Как же добиться сейчас его соблюдения, неужели для этого снова нужно поместить человека в концлагерь?». Удивительна сама постановка вопроса, поскольку очевидно, что любые суицидные игры ва-банк с человечеством запрещены, как сказал в одной из своих речей Йонас. Этих примеров достаточно в истории человечества и они сами по себе уже достаточно действенны, чтобы каждому из нас сделать шаг на пути укрепления в себе человеческого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=