Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

111 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. угрызений совести, переживания дисгармонии и т.д. (43,2%), а также с нравственностью как качеством личности (43,2%), с ответственностью (29,5%) и с моралью (15,9%). В представлениях студенческой молодежи о совести преобладают негативные эмоции, понимание совести, прежде всего, как регулирующей внутренней инстанции. Кроме того, анализ показал наличие у студенческой молодежи представлений о совести как действии во благо других (29,5%), об ответственности родителей (т.е. процесса воспитания) за развитие совести (27,3%), а также о том, что поведение по совести – это вынужденное поведение (11,4%), что в совокупности указывает на личностную незрелость студентов. У работающей молодежи в основном можно констатировать схожие представления о совести: на первый план выходят негативно окрашенные эмоциональные характеристики стыда, вины, болезненных переживаний (34,1%), при этом на втором месте по частоте встречаемости, напротив, оказываются позитивные эмоции радости, спокойствия, эмпатии и т.д. (25%). Также в данной группе совесть нередко ассоциируется с нравственными качествами (18,2%), действиями во благо других (18,2%), ответственностью (15,9%), качественной работой, обязанностями (13,6%), контролем, саморегуляцией (13,6%). Анализ различий показал, что у студентов в сравнении с работающими сверстниками статистически значимо чаще отмечаются такие ассоциации к категории «совесть», как нравственные качества (с достоверностью при 0,01), действия во благо других (0,05), образные характеристики (0,05), влияние воспитания на развитие совести (0,05). При этом у работающей молодежи чаще отмечаются эмоционально-позитивные ассоциации с категорией совести (с достоверностью при 0,05) и влияние саморазвития на совесть (0,05). Такие различия указывают на то, что у работающей молодежи содержание представлений о совести условно можно охарактеризовать как более деятельное: совесть является внутренним атрибутом личности, формируемым скорее под влиянием саморазвития, тогда как у студентов совесть – это результат внешних воздействий, ограничений. Это может быть обусловлено разной степенью реальной жизненной ответственности у представителей двух групп: работающие молодые люди зачастую принимают на себя большую ответственность за свою жизнь и деятельность, чем студенты. Также нами анализировалось общее число позитивных и негативных характеристик в ассоциациях молодежи двух групп к слову «совесть». Средние показатели по группам представлены в таблице 2. Таблица 2 – Эмоционально-оценочное отношение к совести у студенческой (Ст) и работающей молодежи (РМ) (по среднему числу позитивных и негативных ассоциаций) Ассоциации Ст РМ U р* Позитивные 2,1 4,1 712,5 0,05

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=