Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

112 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Негативные 3,5 1,9 695,5 0,05 * Значимые различия между группами по U-критерию Манна — Уитни. Так, можно видеть, что работающая молодежь имеет в целом более позитивные представления о совести в сравнении с группой студентов (с достоверностью при 0,05), что может быть обусловлено наличием внутренней субъективной значимости совести в силу большей ответственности за свою жизнь и деятельность. Заключение Проведенное исследование позволило получить следующие результаты: 1. Представления о совести – это совокупность субъективных знаний, убеждений, оценок и эмоциональных переживаний, связанных с пониманием категории «Совесть». 2. В ходе проведенного эмпирического исследования с применением проективного метода (метода свободных ассоциаций) и математико- статистического метода установлено, что у студенческой и работающей молодежи существуют некоторые различия в содержании представлений о совести: а) у студенческой молодежи совесть воспринимается более негативно и чаще представляется в ассоциациях с негативными эмоциями стыда, вины, угрызений совести, переживания дисгармонии и т.д., а также с нравственностью как качеством личности, с ответственностью, с моралью, с действиями во благо других, ответственностью родителей (воспитания) за развитие совести, с вынужденностью проявлений совести. Значимо чаще у студентов отмечаются такие ассоциации к категории совести, как нравственные качества, действия во благо других, образные характеристики, влияние воспитания на развитие совести; б) у работающей молодежи представления о совести более позитивны и чаще включают позитивные эмоции радости, спокойствия, эмпатии и т.д. и нередко ассоциируются с нравственными качествами, действиями во благо других, ответственностью, качественной работой, обязанностями, контролем, саморегуляцией. Значимо чаще отмечаются эмоционально-позитивные ассоциации с категорией совести и влияние саморазвития на совесть. В практическом плане полученные данные рекомендуется учитывать при организации психологической помощи студентам в рамках психологического консультирования по вопросам мировоззрения, ориентации в системе морально-нравственных норм, ценностей и представлений, а также при разработке различных программ развития личности в период студенчества. Обнаруженные различия в содержании представлений о совести могут быть положены в основу практических рекомендаций для работающей молодежи и студентов по саморазвитию, осмыслению собственных морально-нравственных ориентиров и ценностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=