Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
116 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. В. Г. Беда Южный федеральный университет РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭПОХИ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОПРЯЖЕНИЯ ИДЕЙНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА ФРИЦА ЛАНГА «МЕТРОПОЛИС» ) Статья посвящена глубокому анализу фильма Фрица Ланга «Метрополис», который является не только одним из величайших достижений немого кино, но и значимым культурным артефактом 20-го века. В данной работе исследуется, как фильм отражает идеологические противоречия своего времени, а также как эти противоречия воплощены в художественной форме. Ключевые темы, такие как разрыв между классами, борьба за власть и влияние технологий на общество, рассматриваются в контексте исторических событий, происходивших в начале 20-го века. Особое внимание уделяется тому, как символы и метафоры, использованные Лангом, представляют собой не просто художественные приемы, но и мощные инструменты для критики социальных и экономических тенденций того времени. Рост индустриализации и урбанизации становятся фоном для конфликта между различными социальными слоями, что делает фильм актуальным и в современном контексте. Образ города Метрополиса выступает как микрокосм, отражающий идеологические противоречия и социальные изменения, которые продолжают волновать общество и сегодня. Важным аспектом исследования является описание персонажей фильма, их символическое значение и роль в развитии сюжета. Персонажи, такие как Мария и Фредер, становятся олицетворением надежд и страхов своего времени, что позволяет зрителю глубже понять динамику классовой борьбы и человеческих отношений. В ходе исследования формулируется несколько ключевых выводов. Основным заключением является то, что «Метрополис» не только представляет собой визуально впечатляющее произведение искусства, но и служит важным культурным комментарием, который остается актуальным для понимания современных социальных проблем. Ключевые слова : искусство, идеология, культура, символы, кинематограф. V. G. Beda Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia) REPRESENTATION OF THE EPOCH AND SOCIO-CULTURAL TRENDS IN THE CONTEXT OF THE CONJUGATION OF IDEOLOGICAL AND ARTISTIC (ON THE EXAMPLE OF FRITZ LANG'S FILM “METROPOLIS”) This article deeply analyses Fritz Lang's film “Metropolis”, which is not only one of the greatest achievements of silent cinema, but also a significant cultural artifact of the 20th century. This paper explores how the film reflects the ideological contradictions of its time, as well as how these contradictions are embodied in the art form. The author examines key topics such as the class divide, power struggles and the impact of technology on society in the context of historical events that took place in the early 20th century. The symbols and metaphors used by Lang, which are not just artistic devices but powerful tools for criticizing the social and economic trends of the time are worthy of special attention. The growth of industrialization and urbanization become the backdrop for conflict between different social strata, which makes the film relevant in a contemporary context as well. The image of the Metropolis acts as a microcosm reflecting
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=